я могу различать неразличимое
Антон Тальский

Найдена окаменелость древней амфибии, которая имела пять пальцев

Считалось, что предки современных лягушек и саламандр имели, как и все современные земноводные, по четыре пальца на конечностях. Однако, недавняя находка ученых из Боннского и Опольского университетов может опровергнуть это утверждение.
Найдена окаменелость древней амфибии, которая имела пять пальцев

Как сказано в исследовании, результаты которого были опубликованы в Journal of Anatomy, ученые обнаружили окаменелость древней амфибии возрастом около 225 млн. лет, у которой было пять пальцев. Это открытие может поставить под сомнение научные трактовки ранее обнаруженных следов древних амфибий.

Останки крокодилоподобного метопозавра, принадлежащего группе темноспондильные (лат. Temnospondyl Metoposaurus krasiejowensis) были обнаружены на территории Польши. Ученые надеются, что их находка укажет на то, сколько конечностей имели амфибии группы темноспондильные — при том, что некоторые представители этой группы (такие, как эриопс и мастодонзавр) изучались на протяжении долгого времени, вопрос о точном количестве конечностей у этих примитивных земноводных остается открытым.

Известно, что у первых четвероногих существ, начавших осваивать сушу, было больше пальцев, чем пять: акантостеги имели по восемь пальцев на передних конечностях, а ихтиостеги — семь пальцев на задних. Затем — около 300 млн. лет назад — у животных утвердилась форма пятипалой конечности, а все остальные формы с бо́льшим количеством конечностей исчезли. Далее на протяжении эволюции пятилучевой паттерн сохранялся у многих животных. У некоторых, однако, количество пальцев уменьшилось (например, у лошадей). У лягушек и саламандр осталось по четыре пальца.

Определить, сколько же было пальцев у предков современных земноводных, ученые не могут уже давно. Археологические раскопки выявляют причудливые и противоречивые свидетельства: например, у ранее обнаруженных останков темноспондильных на конечностях было по четыре пальца, однако останки следов, обнаруженные рядом, имели пятипалую форму отпечатка.

Так сколько же пальцев имели предки современных амфибий? Новое открытие, возможно, послужит ключом к разрешению этой загадки.

фото: Sudipta Kalita