Наночастицы, образующиеся при сжигании угля, приводят к повреждению легких

Невероятно мелкие частицы необычного и высокотоксичного оксида титана, содержащегося в угольном смоге и золе, могут вызвать повреждение легких после однократного воздействия.
Наночастицы, образующиеся при сжигании угля, приводят к повреждению легких

При сжигании угля в атмосферу попадают крошечные частицы, известные как наночастицы субоксида титана. Ученые обнаружили их в золе, собранной с городских улиц, тротуаров, а также в прудах и заливах. Они решили узнать, не вредит ли столько широкое распространение этого вещества человеческому здоровью.

В рамках эксперимента крошечные наночастицы размером до 100 миллионов долей метра попадали в легкие мышей. Внутри они сталкивались с макрофагами, защитными клетками легких, захватывающими и удаляющими инородные вещества. Обычно они защищают легкие от болезнетворных микроорганизмов, таких как бактерии и вирусы, но с наночастицами субоксида титана макрофаги боролись плохо.

Клетки не могли разрушить наночастицы титана, поэтому начинали умирать. Этот процесс привлекал больше макрофагов и всё шло по кругу. Умирающие, содержащие наночастицы клетки начинали откладываться в легких, из-за чего развивались проблемы со здоровьем.

Ученые обнаружили, что отрицательные эффекты проявляются уже после первого воздействия токсичных наночастиц. Долгосрочный ущерб от отложений может возникнуть всего через шесть недель. Более того, поврежденные легкие могут стать более восприимчивыми к вирусной или бактериальной инфекции. Это может ухудшить симптомы, связанные с астмой или хронической обструктивной болезнью легких.