На свитках Мертвого моря проступил древний текст

Свитки Мертвого моря — древние религиозные рукописи — созданы в III веке до нашей эры. Их нашли в пещерах в 1940-х годах. Недавно ученые обнаружили на свитках надписи, скрытые для глаз, но видимые с помощью многоспектральных изображений.
На свитках Мертвого моря проступил древний текст

В 1950-х годах ученые считали свитки малозначительными, так как на них не было текста. В 1997 году коллекция была передана Манчестерскому университету. Лишь недавно историк и археолог Джоан Тейлор, осмотрев фрагменты, понял, что в них есть что-то большее, чем древний пергамент.

«Глядя на один из фрагментов с увеличительным стеклом, я подумал, что увидел маленькое, выцветшее письмо — Ламэд, древнееврейская буква „L“, — сказал Тейлор — Честно говоря, так как все эти фрагменты считались пустыми и даже были нарезаны для изучения пергамента, я думал, что ошибаюсь».

Чтобы узнать правду, ученый отобрал из 51 фрагмента шесть, которые требовали дальнейшего осмотра. Позднее было обнаружено, что четыре из них содержат читаемый текст на иврите и арамейском языке, написанный чернилами на основе углерода. Еще в тексте были другие отметки, такие как фрагментарные символы и линии.

Исследователи обнаружили, что на наиболее существенном фрагменте просматриваются четыре строки частично сохраненного текста, каждая из которых состоит из 15–16 букв. В этом фрагменте можно прочитать слово Шаббат (Суббота). Исследователи считают, что текст может быть связан с библейской книгой Иезекииля. В настоящий момент исследование продолжается, а полные результаты будут опубликованы позже.
Фото: University of Manchester