Мыши, испытывающие стресс, седеют буквально на глазах

Стресс может стать причиной раннего появления седины у грызунов, спровоцировав истощение стволовых клеток, которые отвечают за формирование пигмента в волосяных фолликулах.
Мыши, испытывающие стресс, седеют буквально на глазах

Вероятно, этот эффект возникает в результате активации симпатической нервной системы, а не в результате иммунных атак или вырабатываемых в состоянии стресса гормонов, как считалось ранее. К такому выводу пришли авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature.

Стресс давно связали с ранним появлением седины, несмотря на то, что лежащий в основе этого процесса механизм оставался неясным. В предыдущих исследованиях было продемонстрировано, что потеря пигмента в волосах запускается истощением меланоцитов – специализированных клеток кожи, вырабатывающих пигмент меланин. Я-Чень Хсу и его коллеги из Гарвардского университета доказали, что процесс появления седины у мышей обусловлен стрессом. В ходе их экспериментов у грызунов, подвергавшихся физическому или психологическому стрессу, количество меланоцитов снижалось буквально на глазах, и животные быстрее седели.

Авторы исследования предполагают, что стресс запускает реакции в симпатической нервной системе, вызывая выделение норадреналина и активируя процесс пролиферации меланоцитов (ускоренного размножения), которые затем превращаются в специализированные клетки, удаляя, таким образом, источник пигментации из волосяных фолликул. Блокирование пролиферации предотвращает потерю меланоцитов и появление седины у мышей.

Понимание роли симпатической нервной системы в обусловленном стрессом появлении седины может иметь значение для лучшего понимания влияния стресса на весь организм в целом.