Мозг космонавтов изменяется, адаптируясь к длительным космическим полетам

Группа ученых из Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) и Европейского космического агентства изучала структурные изменения связей в мозге людей, пребывавших долгое время в космосе. Было выяснено, что пребывание в невесомости приводит к микроструктурным изменениям в белом веществе, связывающем моторные области мозга.
Мозг космонавтов изменяется, адаптируясь к длительным космическим полетам

Ученые впервые исследовали структурные изменения в мозге после космического полета на уровне белого вещества мозга. Для этого исследователи использовали такой метод визуализации мозга, как волоконная трактография.

Был изучен мозг 12 мужчин-космонавтов «Роскосмоса», которые пробыли на МКС в среднем 172 дня. Все они прошли диффузионную МРТ мозга до космического полета и сразу после него, а также через семь месяцев после полета. Исследователи обнаружили подтверждение нейропластичности мозга, что позволяет ему адаптироваться к космическим полетам.
«Мы обнаружили изменения в нейронных связях между несколькими моторными областями мозга. Моторные области – это центры мозга, отвечающие за движения человека. В невесомости астронавту необходимо резко адаптировать свои привычные движения к новым условиям. Исследование показывает, что мозг космонавтов перестраивается», – отмечают авторы.
Через семь месяцев после возвращения на Землю изменения в мозге космонавтов были также заметны. Исследователи ранее знали, что моторные области демонстрируют признаки адаптации после космического полета. Теперь найдены свидетельства изменений в проводящих путях, связывающих эти области. Кроме того, ученым удалось объяснить изменения в мозолистом теле, которое соединяет полушария. Они связаны с расширением прилегающих к нему желудочков мозга. Было отмечено, что структурных изменений в мозолистом теле не происходило, но менялась его форма под давлением окружающих тканей.

Результаты работы вносят вклад в общее понимание того, что происходит в мозге космических путешественников. Дальнейшие исследования будут касаться более детального изучения возможных опасных воздействий на мозг космонавтов. Работа появилась в журнале Frontiers in Neural Circuits.