«Монстр Талли», живший 300 миллионов лет назад, не тот, за кого его приняли ученые

Анализ, позволивший классифицировать странное создание, поможет ученым разгадать другие тайны прошлого

Загадочный «монстр Талли» – 15-сантиметровое пучеглазое создание, обитавшее в море на территории современного штата Иллинойс более 300 миллионов лет назад, – был позвоночным животным и близким родственником миноги. По крайней мере, к такому выводу пришли ученые 3 года назад. Недавнее исследование вроде бы подтвердило эти выводы, однако новый анализ может в корне изменить представление о родословной этого странного животного.

Новое исследование сфокусировалось на изучении глаз Tullimonstrum, получившего свое прозвище в честь обнаружившего его палеонтолога. Ученые обратили внимание на меланосомы – микроскопические пигментсодержащие структуры, которые часто связываются с металлами вроде меди и цинка и, вероятно, служат в качестве антиоксидантов. Ранее считалось, что такие структуры широко распространены только среди позвоночных животных. Но анализ современных беспозвоночных, например, обыкновенного осьминога и кальмара, показал, что меланосомы можно найти и у них. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Кроме того, оказалось, что меланосомы беспозвоночных содержат больше меди, особенно в виде Cu+1, а у меланосом позвоночных наблюдаются более высокие концентрации цинка. Именно это и обнаружили исследователи: в меланосомах Tullimonstrum гораздо меньше цинка по сравнению с меланосомами ископаемых позвоночных, найденных в тех же отложениях, и достаточно много Cu+1. Эти данные позволяют предположить, что «монстр Талли» все-таки был беспозвоночным, а подобный анализ в дальнейшем поможет ученым классифицировать других загадочных созданий прошлого.

Фото: Sean McMahon/ Yale University