Макрофаги помогают организму исцелиться и.. становятся причиной послеоперационных осложнений

Ежегодно сотни тысяч пациентов подвергаются послеоперационной абдоминальной хирургии для иссечения внутренней рубцовой ткани, которая зачастую вызывает боли и кишечную непроходимость. Авторы нового исследования выяснили, что причиной формирования рубцовой ткани могут быть макрофаги – иммунные клетки, обычно выполняющие защитную функцию.
Макрофаги  помогают организму исцелиться и.. становятся причиной послеоперационных осложнений

Пол Кьюбс, иммунолог из Университета Калгари (Канада), и его коллеги случайно обнаружили связь между макрофагами и накоплением абдоминальной рубцовой ткани. Исследователи изучали роль этих клеток в брюшной полости, в которой расположены такие органы, как печень и кишки. Обитающие там макрофаги пожирают бактерии и других микро-захватчиков, но 5 лет назад выяснилось, что клетки брюшины также способствуют исцелению поврежденных органов.

В ходе нового исследования команда Кьюбса придумала способ понаблюдать за этим процессом у мышей: ученые растянули брюшную полость между мышцами живота грызунов, чтобы создать нечто вроде грыжи. Затем с помощью лазера исследователи вызвали небольшой ожог на стенке брюшной полости – к пораженному участку сразу же устремились сотни макрофагов.

«Мы думали, они будут похожи на муравьев, мечущихся по органу в поисках того места, где необходима их помощь», – комментирует Кьюбс.

Вместо этого клетки прилипали к поврежденному участку, когда просто «проходили» мимо – такой стиль отличал макрофагов брюшины от макрофагов других частей тела, которые обычно самонаводятся на цель. Похожим поведением обладают тромбоциты – клеточные фрагменты, которые кучкуются у раны, формируя сгусток крови. Собираясь вместе, макрофаги ускоряли восстановление органа. Когда исследователи ввели мышам молекулу, предотвращающую скучивание клеток, заживление ран снизилось примерно на 50%.

Однако макрофаги, по всей видимости, не способны справиться с серьезными повреждениями тканей, вызванными хирургическим вмешательством. Когда исследователи провели мышам абдоминальную операцию, клетки прибывали к месту надреза, нагромождались в большие скопления и переплетались с твердыми белковыми волокнами. В результате получались структуры, похожие на перитонеальные спайки – рубцовую ткань, которая вызывает болезненные ощущения и иногда становится причиной летального исхода. У людей такие спайки формируются как результат послеоперационных осложнений. Сегодня исследователи работают вместе с медицинскими химиками для создания препаратов, нарушающих образование спаек.

Фото: DENNIS KUNKEL MICROSCOPY/SCIENCE SOURCE