Квантовый чеширский кот: частица тут, а ее свойства нет

Если вы подумали, что речь пойдет о легендарном коте Шредингера, то поспешим вас удивить: питомец немецкого физика не одинок в приюте для домашних животных от исследователей квантовой физики. Знакомьтесь, квантовый Чеширский кот. Домой взять – нельзя, увидеть – сложно.
Квантовый чеширский кот: частица тут, а ее свойства нет

Чеширский кот – это персонаж книги «Алиса в Стране чудес», который может исчезать, оставляя после себя одну улыбку. Алиса говорит ему, что часто видела котов без улыбки, но вот улыбку без котов – еще никогда. Физики вспомнили об этом примере, когда обнаружили, что некоторые частицы могут существовать без своих свойств, а некоторые свойства – без частиц. Звучит, конечно, довольно абсурдно. Разве можно слышать голос без человека или хлопок одной ладони? Но квантовую физику такими противоречиями не удивишь – частицы могут находиться в разных местах одновременно или сразу вращаться и по часовой стрелке, и против. Кот Шредингера вообще и жив, и мертв. Чеширскому в этом отношении повезло больше – его всего лишь разделили с улыбкой.

Якир Ааронов philippelopes.free.fr

В квантовой физике любое измерение меняет наблюдаемый объект. Например, если нам захочется узнать импульс частицы, тот факт, что мы его измеряем, повлияет на показатели. Причина искажения трактуется по-разному: это может быть и наблюдатель-человек, и сам прибор. В 1988 году израильский физик Якир Аааронов (Yakir Aharonov) высказал идею о новом типе квантово-механических измерений – слабом измерении, которое позволяет проводить расчеты, не вызывая возмущения волновой функции, то есть после проверки вектор состояния частицы не меняется. Грубо говоря, мы задаем измерительному устройству такие параметры, при которых оно нажимает на «квантовый пластилин» не с привычной нужной нам силой, а максимально слабо. Прибор возбуждает систему, как бы едва ее касаясь. Несмотря на то что некоторые ученые скептически оценивают слабое измерение, им пользуются в исследованиях.

Якира Ааронова можно считать крестным отцом Чеширского кота. Вместе с командой американских и израильских ученых в 2013 году он предложил использовать слабое измерение, чтобы кота «поймать». Уже через год в 2014 году международная группа исследователей провела эксперимент на нейтронном интерферометре в Институте Лауэ-Ланжевена во французском Гренобле. Устройство разработал Венский технологический университет. Статью с результатами опубликовали в журнале Nature Communications.

Так выглядит интерферометр. Фото: Laurent Thion, ILL, neutroninterferometry.com

Интерферометр был своего рода дорожным знаком, который с помощью кристаллов кремния разделял пучок нейтронов и отправлял их на развилке по двум разным дорогам. Нейтроны находились в состоянии суперпозиции, двигаясь и там, и там. Вдоль каждой трассы интерферометра создавалось слабое магнитное поле, взаимодействующее со спином. Затем две трассы вновь сходились. Нейтроны в этот момент проходили так называемую пост-селекцию, то есть выбор квантового состояния. Некоторые из них имели подходящие для ученых значения спина, именно с ними и работала команда исследователей. Слабые измерения проверяли местоположение частицы и ее магнитный момент. И теперь – улыбка кота – измерение показало, что нейтроны с нужным спином прошли один путь внутри интерферометра, а сами их спины – другой. Ну, это как если бы ваша машина поехала по одной трассе, а ее скорость – по соседней. Нейтрон играл роль Чеширского кота, а спин – его улыбки.

Схема экспериментальной установки. Нейтронный пучок показан зеленой линией. Спины нейтронов —
черными стрелочками. Магнитные поля — красными стрелочками. (А) — спин-анализатор. В эксперименте на нейтринном интерферометре пучок нейтронов, имеющий направления спинов вверх и вниз, проходит через идеальный кристалл кремния (Р) и разделяется на две части. Далее оставляется поляризованный пучок, в котором все нейтроны имеют одинаковое направление спина (вверх на рисунке). Спиновращатель ST1 поворачивает спин вдоль траектории движения. Затем в блоке SRs создаются два пучка с ориентацией спинов в разные стороны: первый пучок нейтронов имеет спин вдоль траектории нейтронов, спин второго пучка направлен в противоположном направлении (предопределенные состояния). После прохождения разными путями оба пучка объединяют (PS) и наблюдают интерференцию пучков, отслеживаемых H и O детекторами (Det).
В детекторе О (O-Det) регистрируют только нейтроны, которые имеют спин вдоль направления движения (после-определенное состояние). Все остальные просто игнорируются. Совершенно очевидно, что эти нейтроны должны были путешествовать по первому пути, поскольку только там нейтроны имеют такое спиновое состояние. Это доказывается в эксперименте поочередной установкой на каждый путь филь тра (ABS), поглощающего небольшую часть нейтронов. Если второй пучок пропускается через фильтр, то регистрируемое число нейтронов остается неизменным. Если первый луч направляется через фильтр, число этих нейтронов уменьшается (на рисунке показан фильтр на первом пути). nature.com

В принципе, можно взять и другие частицы: фотоны или электроны – и работать с другими их свойствами – зарядом или магнитным моментом, силой связи с внешним магнитным полем. Отделение магнитного момента потенциально очень важно, потому что именно он часто служит основным виновником искажений, без него ученые смогут получить более «чистые» результаты. В целом, квантовый Чеширский кот не очень-то и нужен науке сам по себе. Но он может стать маленьким шагом к другим работам, мелькая улыбкой то тут, то там.