Креативность можно предсказать по структуре функциональных связей в мозге

Международная группа исследователей из Парижского института мозга с коллегами из Израиля и Австрии смогли установить связь между склонностью человека к творчеству в реальной жизни, структурой семантической памяти и функциональной связностью между различными участками мозга. На основе функциональной магнитно-резонансной томографии мозга ученые смогли предсказать уровень креативности личности.
Креативность можно предсказать по структуре функциональных связей в мозге

Креативность считается когнитивной функцией, которая используется человеком при внедрении инноваций. В реальной жизни люди применяют эту способность в творческих видах деятельности (музыка, поэзия, изобразительное искусство). Пока до конца неясно, какие когнитивные механизмы определяют творческие способности, но согласно ассоциативной теории творчества, при творческом мышлении важную роль играют структуры семантической памяти.

«Следовательно, организация связей в семантической памяти может определять нашу способность связывать отдаленные понятия новыми способами и может различаться у разных людей. Однако мозговые механизмы, лежащие в основе связи между организацией семантической памяти и креативностью, еще предстоит изучить», – отмечают исследователи.

Группа ученых провела эксперимент, объединив три уровня исследований мозга, чтобы оценить, как структура семантической памяти влияет на креативность. 100 испытуемых прошли тест по оценке креативности в их реальной жизни, в рамках которого учитывался интерес к нескольким типам творческой активности: литературе, музыке, спорту, театру, науке, кулинарии, инженерии. Чтобы построить индивидуальную семантическую сеть, испытуемых попросили по шкале от 0 до 100 оценить степень связанности 35 разных понятий. Во время этого эксперимента ученые оценивали активность мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Ученые выяснили, что организация сетей семантической памяти предсказывает индивидуальную креативность в реальной жизни. Участники с более высокой творческой активностью и достижениями обладали компактными и менее сегрегированными семантическими сетями. По мнению авторов, это позволяет людям быстрее находить нестандартные решения. Кроме того, ученые исследовали функциональную связность мозга во время выполнения задания и определили, какие именно участки мозга влияют на креативность.

Ценность исследования в том, что в нем впервые связываются три уровня исследования – поведение в реальной жизни, когнитивные процессы и функциональная активность мозга. Результаты дают новое понимание нейрокогнитивных механизмов, лежащих в основе творческого поведения в реальной жизни. Работа опубликована в журнале Science Advances.