Корь могла появиться на 1,5 тысячи лет раньше, чем принято считать

В 1912 году в Берлине в результате пневмонии, развившейся после заражения корью, умерла двухлетняя девочка. Врачи извлекли из ее тела легкие и в стеклянном сосуде, наполненном формалином, поместили в анатомическую коллекцию Рудольфа Вирхова, отца патологической анатомии. 100 лет спустя Себастьян Кальвиньяк-Спенсер, эволюционный биолог из Института Роберта Коха, смог воссоздать геном вируса.
Корь могла появиться на 1,5 тысячи лет раньше, чем принято считать

Кальвиньяк-Спенсер и его коллеги взяли образец ткани легких, выделили РНК и воссоздали старейший из известных на сегодняшний день геномов вируса кори. В работе, опубликованной на портале bioRxiv, ученые сообщили, что вирус мог впервые распространиться среди людей в 4-м веке до н.э., а не в Средние века, как было принято считать до сих пор. По словам Моники Грин, изучающей историю инфекционных заболеваний в Аризонском государственном университете, проделанная работа заслуживает всяческих похвал, однако полученных данных недостаточно для однозначного ответа на вопрос, когда же появилась корь.

Корь, от которой в 2017 году умерло 142 тысячи человек, является одним из самых заразных инфекционных заболеваний, при этом до сих пор неясно, когда и где она появилась и как стала человеческим патогеном. Ближайший родственник кори – вирус, вызывающий чуму рогатого скота. Большинство ученых считает, что оба вируса имеют общего предка, который поражал скот.

Поскольку корь быстро распространяется, но переболевшие ей получают пожизненный иммунитет, считается, что поселению необходим размер от 250 тысяч до полумиллиона человек для того, чтобы инфекция могла в нем распространяться. По оценкам историков, таких размеров города достигли к 4 веку до н.э. Однако когда в 2010 году японские ученые использовали геномы вируса кори и вируса чумы скота для построения филогенетического древа, они пришли к выводу, что корь не могла появиться раньше 11-го или 12-го веков н.э.

Такой разброс в результатах происходит из-за недостатка сохранившихся исторических секвенций - известно всего три генома вируса кори, датированных ранее 1990-го года. Старейший из них был выделен в 1954 году, именно на его основе была создана первая вакцина от кори.

Для восполнения этого пробела Кальвиньяк-Спенсер обратился в Берлинский музей, фонды которого полны образцов органов и тканей, сохранившихся в формалине. Вместе со своей командой он смог создать новое филогенетическое древо вируса, которое показало, что корь могла впервые распространиться среди людей в 345 году до н.э. Подобные исследования предполагают, что ВИЧ и другие патогены также получили свое распространение в результате крупных изменений в структуре человеческих популяций.

Фото: KAI KUPFERSCHMIDT/SCIENCE