Клетки могут управлять собственным «танцем смерти»

Исследователям из Университета Ла Тробе (Австралия) впервые удалось увидеть, как белые кровяные тельца управляют своей гибелью, помогая собственному удалению из организма.
Клетки могут управлять собственным «танцем смерти»

В ходе недавнего исследования ученым из Института молекулярных исследований Ла Тробе (LIMS) удалось обнаружить внутри умирающих клеток белок, получивший название плексин B2 – именно он отвечает за координацию ключевой стадии апоптоза (запрограммированной гибели клеток). Результаты исследования, опубликованные в журнале Cell Reports, стали важным шагом в понимании того, что может вызывать многочисленные заболевания, в том числе воспаления и аутоиммунные реакции.

По словам доктора Джорджии Аткин-Смит, ведущего автора исследования, основная функция плексина В2 выяснилась при использовании технологии редактирования генома CRISPR для удаления этого белка из лейкоцитов.

«Обычно лейкоциты, они же белые кровяные тельца, в процессе своей гибели формируют длинные бусинообразные структуры, похожие на ожерелья, которые затем распадаются на маленькие кусочки, – говорит доктор Аткин-Смит. – Однако с момента открытия этого процесса в 2015 году мы не понимали, как и для чего возникает этот «танец смерти». В новом исследовании удалось обнаружить белок плексин В2, который и является молекулой, управляющей всем процессом.
Удаление плексина В2 приводило к тому, что погибающая клетка не формировала бусинообразных структур, что значительно ослабляло ее удаление фагоцитами.

«Погибающие клетки посылают фагоцитам сигналы «найди меня» и «съешь меня», но, как оказалось, без плексина В2 количество фрагментов, готовых к тому, чтобы быть съеденными, было ограничено», – добавляет Аткин-Смит.

Данное исследование дополняет предыдущую работу ученых в сотрудничестве с известным клеточным биологом Иваном Пуном, опубликованную в июне 2019 года в журнале Cell Death and Differentiation. Тогда им удалось продемонстрировать важность фрагментации погибающих клеток во время так называемого «блеббинга» – процесса пузырения мембраны, который помогает фагоцитам эффективно удалять умершие клетки. Понимание этого процесса крайне важно, поскольку его нарушение вызывает разнообразные воспалительные заболевания.