Как у растений появляются шипы?

Как известно, наличие у некоторых растений шипов помогает им защищаться от голодных хищников. Но как появились шипы растений? На этот сложный вопрос нашли ответ ученые из Йельского университета.
Как у растений появляются шипы?

Ученые провели исследование, которое теперь доступно в журнале Current Biology. Это исследование может изменить способы посева апельсинов, а также других важных сельскохозяйственных культур.

Как известно, разные растения обладают различными типами «приспособлений» самозащиты: колючками, шипами или же иголками. Главный автор исследования — профессор биологии Вивиан Айриш — была заворожена конкретным видом самозащиты растений: шипами, принадлежащими гледичии трёхколючковой (gleditsia triacanthos).

Опыт наблюдения за этими растениями вкупе со знаниями о том, как функционируют стволовые клетки, помогли Айриш ответить на вопрос о том, как именно у этих растений сформировались шипы.

Профессор и ее научная команда выяснили, что для того, чтобы шипы сформировались такими, какие они есть — имеющими острый и режущий наконечник — стволовые клетки должны каким-то образом приостановить процесс своего деления. Если бы этого не происходило, наконечники так и не переставали бы расти и не заострились.

Ученые обнаружили два регулятора стволовых клеток — TI1 и TI2 — которые отвечают за этот механизм приостановки. И действительно, опытным путем удалось установить, что если удалить эти регуляторы из организма растения, то стволовые клетки не прекратят процесс размножения и роста, и у растения вместо шипов отрастут ветви.

Эта информация, по словам ученых, может помочь в разработке новых методов посадки различных агрокультур, таких, как апельсины: модифицируя то, как работают упомянутые выше регуляторы, можно вырастить апельсиновые деревья, имеющие большее количество плодоносных ветвей и меньшее количество опасных для работников сельского хозяйства шипов.

фото: CC0 Public Domain