Из клеток кожи в клетки мозга

Ученые из калифорнийского Института Солка в Ла-Холья посвятили ушедший год исследованиям человеческого мозга.
Из клеток кожи в клетки мозга
Впервые за долгий период времени, исследователям в лабораторных условиях удалось создать важнейшие клетки человеческого мозга путем перепрограммирования работы клеток кожи. Специалисты утверждают, что данный прорыв ускорит процесс поиска новых методов лечения таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, эпилепсия и инсульт.
До сих пор было возможно воссоздавать ткани коры головного мозга (в этой области и развиваются все неврологические заболевания) только с помощью эмбриональных стволовых клеток, которые получали в результате "разрушения" эмбрионов, что вызвало много этических споров. То есть, количество стволовых клеток для исследований было строго ограничено из-за их редкой доступности.
Ученые из Кембриджского университета, однако, теперь утверждают, что они решили эту проблему, продемонстрировав, что клетки кожи взрослого человека можно перепрограммировать таким образом, что они превращаются в нейроны головного мозга, формирующие его кору.
Сначала клетки головного мозга, полученные таким способом, будут использоваться учеными для того, чтобы лучше понять, как развивается мозг, что идет не так, когда его поражают заболевания, а затем они будут применяться для скрининга новых лекарственных средств. В конечном счете, специалисты надеются, что данные клетки могут быть использованы для имплантации в мозг пациентов, с целью лечения нейродегенеративных заболеваний и повреждений головного мозга.

"Кора головного мозга – это 75 процентов всего мозга, поэтому именно в ней происходят самые важные процессы, и именно в ней развиваются очень многие заболевания",

Кора головного мозга – это та его часть, которая отвечает за большинство мыслительных процессов самого высокого уровня, среди которых память, речь и сознание. В то время как клетки человеческого мозга создавались из стволовых клеток, а ученые научились их получать из эмбриональных стволовых клеток, невозможно было представить, что клетки мозга можно создать, используя обычные клетки кожи, которые не встречаются в коре головного мозга.

Исследование специалистов было опубликовано в журнале Nature Neuroscience. "Не нужно будет снова "строить" мозг, поврежденный болезнью, он сможет восстановить себя сам, как он делает, к примеру, после инсульта, однако, введение новых клеток даст ему больше сил и возможностей для скорейшего восстановления", - говорит доктор Ливси.
"Мы можем создавать большое количество нейронов из небольшой части кожи, поэтому лечить мозг его же силами – это реальность. Более того, перед нами открываются большие перспективы распутывания таких сложных заболеваний мозга, как болезнь Альцгеймера".

1  /  1