Лев
я могу Анализировать
Только вперед!
Лев Каменцев

Двойственный союз

Вскоре после открытия Урана и Нептуна учеными неоднократно поднимался вопрос о возможности обнаружения других, более удаленных от Солнца объектов. Уже в конце XIX века были организованы регулярные наблюдения занептуновых областей – к сожалению, не давшие результата. Лишь в 1930 году молодой американский исследователь Клод Тамбо открыл объект, вполне подходящий «на должность» девятой планеты. Однако даже первичный анализ показал: обнаруженное космическое тело представляет собой совсем не то, что ожидали увидеть исследователи.
Двойственный союз

Орбита Плутона не имела ничего общего с их теоретическими построениями – она была достаточно сильно вытянута и проходила гораздо ближе к Солнцу, чем предполагалось. Этим особенности новой планеты не исчерпывались: оказалось, что Плутон обладает самым большим среди планет-гигантов наклоном к плоскости эклиптики. Позднее в результате анализа выяснилось, что планета вполне могла быть обнаружена и в начале 1920-х годов, если бы при проверке на полученных в обсерватории Маунт Вильсон (Mount Wilson) фотопластинках просматривали небо не только на расстоянии 2o выше и ниже плоскости эклиптики, но и на более значительных удалениях от нее. Кроме того, стало ясно, что Плутон резко выделяется среди других планет-гигантов небольшими размерами и плотностью, более чем вдвое превосходящей плотность воды. После более подробных расчетов выяснилось, что в данную эпоху Плутон проходит самый ближний к Солнцу участок своей орбиты. Более того, с 1979 по 1999 год Плутон находился ближе к Солнцу, чем Нептун. Постепенно его «досье» пополнялось новыми интересными фактами, хотя из-за предельной удаленности от Солнца наблюдения за ним были весьма немногочисленны. Кроме того, из-за неясности в составе поверхности и отсутствия видимых спутников невозможно было сразу определить размеры планеты, а ввиду неразличимости деталей не получалось оценить и период вращения вокруг собственной оси.

Обнаружить спутник планеты удалось Джеймсу Уолтеру Кристи (James Walter Christie) из Морской обсерватории в Вашингтоне в июне 1978 года: на одной из фотопластинок изображение Плутона было вытянуто, словно на его поверхности выросла гора, примерно равная по высоте радиусу планеты. Почти сразу вычислили период обращения спутника: он в точности был равен периоду обращения Плутона вокруг собственной оси – следовательно, спутник постоянно «висел» над одним и тем же полушарием планеты. Попутно, как это часто бывает, выяснилось, что и на некоторых более ранних снимках Плутона имелся слабый выступ, который тогда никто не разглядел. Первооткрыватель спутника предложил назвать его Харон в честь персонажа древнегреческой мифологии, который переправлял души умерших в царство Плутона.

Открытие предоставило возможность уточнить размеры планеты: выяснилось, что ее диаметр составляет примерно 2250–2300 км, а диаметр Харона – порядка 1200 км. Что касается плотности, то это значение в ряде случаев определяется как совместное для обоих небесных тел и немного превышает 2 г/см2.

***
Вероятно, в начальные этапы развития Солнечной системы расстояние между Плутоном и Хароном было еще меньше, чем сегодня. Расстояние росло – и замедлялась скорость вращения Плутона вокруг собственной оси, увеличивалась продолжительность его суток. Аналогичный процесс происходит между Землей и Луной, но они дальше друг от друга, а разница их масс куда больше, поэтому за всю историю Земли продолжительность суток возросла всего в несколько раз: с 5–8 часов до 24. Нынешние темпы «удлинения» земных суток составляют тысячные доли секунды за 100 лет, поэтому Луна, испытывающая приливное воздействие, медленно, со скоростью сантиметры в год, удаляется от нас. Теоретически через несколько десятков миллиардов лет продолжительность земных суток должна возрасти до нынешних полутора месяцев. При этом, соответственно, повторится сегодняшняя ситуация в паре Плутон-Харон, и Луна «зависнет» над одной точкой Земли. Впрочем, Солнечная система прекратит свое существование гораздо раньше, и наши далекие потомки такой картины не увидят.