Доказать внеземное происхождение жизни поможет изучение знаменитого кратера Чикшулуб

Как возникла жизнь на Земле? Могла ли она появиться до хадея – периода в истории планеты, когда постоянные бомбардировки из космоса создавали на поверхности Земли кратеры в тысячи километров в диаметре? В результате этих бомбардировок наша планета превратилась в адское место с кипящими океанами и ядовитой атмосферой. Могло ли хоть одно существо выжить в таких условиях?

Парадоксально, но в результате тех же самых бомбардировок на планете появились обширные подземные пространства, весьма пригодные для первобытной жизни. В пещерах и туннелях, заполненных богатой минеральными веществами водой, нашли приют и необходимую энергию примитивные формы жизни. И доказательства этого удалось обнаружить в самом известном кратере планеты – Чикшулуб.

Под кратером, возникшем около 66,5 миллионов лет назад в результате удара астероида диаметром в 10 км, образовалась огромная подземная сеть гидротермальных выходов, в которых стали размножаться и процветать микробы. Дэвид Кринг и его коллеги из Института лунных и планетарных исследований (США) изучили породные колонки из кратерного кольца Чикшулуб (около 15 тонн скальных пород, поднятых из скважины глубиной в 1,3 км) и обнаружили в них крохотные вкрапления пирита, известного как фрамбоид, размером всего в 10 миллионных долей метра в диаметре. Фрамбоид образовался в результате жизнедеятельности микробов, которые смогли адаптироваться к существованию в горячей и обогащенной минералами жидкости, циркулировавшей по подземным туннелям.

Любой форме жизни нужна энергия для процветания, и микробы получали ее от химических реакций, происходивших между скальными породами и жидкостями: они превращали сульфаты из жидкости в сульфиды, которые затем превращались в пириты. Авторы исследования считают, что эти сульфатредуцирующие бактерии существовали на протяжении 2,5 миллионов лет после падения астероида, и те микроорганизмы, которые обитают в кратере Чикшулуб сегодня, – их прямые потомки.

Точное время и продолжительность космических бомбардировок в эпоху хадея установить довольно сложно, поскольку на Земле не осталось кратеров того периода. Однако изучение лунных кратеров и образцов лунных пород показало, что Луна подвергалась интенсивной бомбардировке около 400 миллионов лет назад, как раз в эпоху хадея. Вероятно, тогда же и наша планета участвовала в космическом шоу. Кратер Чикшулуб – единственная допустимая альтернатива кратерам хадея, поэтому его изучение может помочь в доказательстве гипотезы внеземного происхождения жизни.

По словам доктора Кринга, ученые хотят получить больше информации об эволюции из образцов, взятых в системе гидротермальных выходов кратера. Кроме того, им необходимо выяснить, какая энергия была доступна микроорганизмам, обитавшим в гранитных породах эпохи хадея. Наконец, чтобы составить хронологию столкновений астероидов с Землей, исследователям нужны образцы с Луны: установление точного местонахождения осадочных пород и ископаемых окаменелостей позволит проследить эволюцию ранней жизни на Земле.