Динозавра волгатитана открыли ученые из Санкт-Петербурга и Ульяновска

Титан, обитающий на Волге — ученые из Петербурга и Ульяновска описали новый вид динозавра, останки которого нашли еще в 1982 году.
Динозавра волгатитана открыли ученые из Санкт-Петербурга и Ульяновска

Ученые из Петербурга и Ульяновска описали нового динозавра — волгатитана, семь позвонков которого нашли на берегу Волги в пяти километрах от Ульяновска. Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала Biological Communications.

Остатки динозавра пролежали в земле около 130 миллионов лет, пока в 1982 году палеонтолог Владимир Ефимов не увидел выпавшие из высокого обрыва реки три крупных позвонка. Позже, в 1984–1987 годах, из этого же места вывалились три конкреции известняка, в которых нашли остальные позвонки. В своих работах заведующий Ундоровским палеонтологическим музеем называл необычные находки «гигантскими позвонками неизвестной таксономической принадлежности».

Позже фотографии костей он показал ленинградскому палеонтологу Льву Александровичу Несову, который предположил, что позвонки принадлежат гигантским растительноядным динозаврам — завроподам. В 1997 году Владимир Ефимов опубликовал предварительную заметку об этой находке в Палеонтологическом журнале и отнес позвонки к завроподу семейства Brachiosauridae. В июле 2017 года удалось определить их принадлежность к новому таксону титанозавров.

Волгатитан входит в группу завроподов — гигантских растительноядных динозавров с длинной шеей и хвостом, которые жили на Земле около 65–200 миллионов лет назад. Правда, отмечают ученые, вес древнего ящера с берегов Волги был не самым большим среди его сородичей — около 17 тонн. Описали его по семи хвостовым позвонкам, причем кости принадлежали взрослой особи — об этом говорят невральные дуги (части позвонков, защищающие нервы и кровеносные сосуды), которые полностью срослись с телами позвонков. Динозавр получил научное имя — Volgatitan simbirskiensis, происходящее от реки Волга и города Симбирска (ныне — Ульяновск). А титаны — это древнегреческие боги, известные своими большими размерами, поэтому по палеонтологической традиции это слово участвует в образовании многих научных имен завроподов из группы титанозавров.

«Раньше считалось, что эволюция титанозавров проходила преимущественно в Южной Америке и лишь в позднем мелу некоторые таксоны проникали в Северную Америку, Европу и Азию, — объяснил профессор СПбГУ. — В Азии в раннем мелу доминировали представители более широкой группы — титанозавриформы, вроде недавно описанного сибиротитана. Однако недавнее описание тенгризавра из раннего мела Забайкалья и находка волгатитана свидетельствуют, что титанозавры в раннем мелу были распространены гораздо шире и, возможно, важные этапы их эволюции проходили в Восточной Европе и Азии».

Материал предоставлен пресс-службой СПбГУ