я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

«Блохи-призраки» могут переносить ядовитую ртуть со дна озера на поверхность

Давно известно, что ртуть может перемещаться по пищевой цепочке и накапливаться в рыбе, которой питается человек. Ученым удалось обнаружить необычный способ, с помощью которого этот нейротоксин циркулирует в озерах. Сделанное открытие не только помогает объяснить, почему некоторые озерные виды рыб содержат удивительно большие количества ртути, но и указывает на то, что, собирая образцы исключительно днем, ученые упускали важный фактор функционирования экосистем.
«Блохи-призраки» могут переносить ядовитую ртуть со дна озера на поверхность

Большая часть загрязнения окружающей среды ртутью происходит во время мелкомасштабного аффинажа золота или сжигания угля. Попадая в атмосферу, ртуть циркулирует по миру, выпадая затем на землю с дождем или снегом. Когда же ртуть оказывается в среде с малым содержанием кислорода, например, в болоте или на озерном дне, обитающие там бактерии перерабатывают ее в ядовитую форму под названием метилртуть – именно она впоследствии может накапливаться в растениях и животных.

Высшие хищники, например, тунец, накапливают метилртуть в тканях, поэтому органы здравоохранения призывают ограничить или вовсе исключить употребление некоторых видов рыб. Но в озерах с большим количеством водорослей и зоопланктона количество рыб обычно меньше, зато больше организмов, находящихся на нижней ступени пищевой цепочки, поэтому уровень ртути в озерной рыбе, как правило, ниже. Однако и здесь есть удивительные исключения: рыба в озерах североамериканских прерий имеет достаточно высокий уровень ртути, несмотря на присутствие большого количества водорослей и других водных обитателей.

В 1997 году эколог Петер Ливитт из Реджайнского университета измерил уровень ртути в разных видах рыб и зоопланктона, обитающих в озере Катепуа в канадской провинции Саскачеван, и обнаружил, что в желтом американском окуне, который охотился по ночам, было больше ртути, чем в том же виде рыб, но кормившихся днем. Концентрация ртути различалась и у разных видов планктона, однако на протяжении многих лет ученые не могли сложить кусочки паззла воедино, пока постдок Реджайнского университета Ричард Вогт не обратил внимание на один из видов зоопланктона – Leptodora.

Leptodora – это крупный родственник водяных блох, достигающий 1,5 см в длину и имеющий единственный огромный глаз. За свою полупрозрачность он получил прозвище «блоха-призрак». В 2013 году Вогт и его коллеги доказали, что Leptodora в отличие от другого озерного зоопланктона ежедневно перемещается от дна к поверхности: днем она прячется от хищных рыб, опускаясь на дно озера, где нет кислорода, а ночью, когда большинство рыб неактивно или не может хорошо видеть, поднимается на поверхность. В ходе экспериментов Вогт также выяснил, что как минимум один вид рыб – желтый окунь – может ловить Leptodora в темноте. Концентрация ртути в «блохе-призраке» почти в два раза превышала таковую в других видах зоопланктона в озере, вероятно, из-за того, что Leptodora питается бактериями и мальками, живущими в содержащем ртуть озерном иле.

По словам Роксанны Разави, экотоксиколога из Нью-Йоркского университета, сделанное открытие позволит улучшить точность крупномасштабных мониторингов загрязнений, ведь большинство исследователей все еще изучает изменения в содержании ртути в озерных отложениях, собирая образцы воды и рыб только днем. Кроме того, сегодня ученые пытаются выяснить, может ли Leptodora поднимать со дна озер не только ртуть, но и метан – еще один потенциально опасный загрязнитель.

Фото: BLICKWINKEL/ALAMY


Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK