Благодаря изменению работы одного гена человек одомашнился

Человек «самоприучился», стал более дружелюбен и получил мягкие и красивые черты лица, из-за работы одного гена.
Благодаря изменению работы одного гена человек одомашнился

Теория самоодомашнивания появилась ещё в XIX веке. Предполагалось, что анатомические особенности, в виде смягчённых и симпатичных черт лица, а также более дружелюбное и неагрессивное поведение появлялось в результате эволюционного процесса, имеющего значительное сходство с одомашниваем животных. Отсюда и пошёл термин – самоодомашнивание (self-domestication).

Поэтому учёные решили обратиться к ранним исследованиям в геноме животных. Они показывали, что одомашнивание кошек, лошадей и других животных произошло благодаря различиям в генах, которые участвуют в функциях клеток нервного гребня. Нервный гребень, в свою очередь, это временный орган эмбрионального периода, клетки которого быстро распространяются по организму и формируют другие органы. Мутация в генах нервного гребня и скорость распространения клеток органа по телу объясняет дружелюбное поведение животных и изменения в их мордах.

Чтобы проверить гипотезу на людях, исследователи сосредоточились на генах пациентов с синдромом Вильямса, у которых заторможено умственное развитие. Люди, страдающие этим заболеванием, тоже неагрессивны и имеют «ангельские» черты лица. Заболевание возникает из-за низкой миграции клеток нервного гребня.

Так, группа учёных пришла к выводу, что ответственность лежит на гене BAZ1B, который влияет на работу других генов, а также на скорость движения клеток нервного гребня. Работа была опубликована в журнале Science Advances.

Дальнейшие клинические эксперименты подтвердили, что ген BAZ1B повлиял и на одомашнивание животных, и на самоодомашнивание людей, поскольку его нашли в образцах современных представителей. Проведя анализ ДНК неандертальцев и Денисовского человека, учёные не нашли изменений в генах, управляемых BAZ1B.

«Мы понимаем, что генетическая сеть BAZ1B является важной причиной, по которой наше лицо настолько отличается от наших вымерших родственников, неандертальцев, – сказал Седрик Бекс, один из членов команды. – По большому счету, эта работа обеспечивает эмпирическое доказательство гипотезы самоодомашнивания».
Фото: Thomas Ôrourke / UB