Астрономы засекли редкий и сильный «аккумуляционный всплеск» в нашей Галактике

Почти все известные массивные звёзды в нашей галактике расположены очень далеко от Солнечной системы. Они также образуются в непосредственной близости от других массивных звезд, что затрудняет изучение среды, в которой они формируются.
Астрономы засекли редкий и сильный «аккумуляционный всплеск» в нашей Галактике
Тем не менее, вопрос о том, как именно образовались эти массивные звёзды, очень интересует учёных. Одна из теорий заключается в том, что вращающийся диск из газа и пыли нагнетает материалы, которые со временем начинают образовывать звезду. Недавно астрономы обнаружили, что с течением времени погружение вещества в образующуюся звезду происходит с разной скоростью.

Иногда формирующаяся звезда поглощает огромное количество вещества, что приводит к всплеску активности. Это называется всплеском аккреции. Это невероятно редкое явление. Учёные смогли наблюдать это событие только три раза. И, похоже, это им удалось сделать совсем недавно.

После первого обнаружения всплеска аккреции, в 2016 году, астрономы со всего мира договорились координировать свои усилия по наблюдению. Обнаруженные всплески должны быть подтверждены и дополнены дополнительными наблюдениями. Для этого требуются совместные, глобальные усилия, которые привели к созданию Организации Мазерного мониторинга.

Мазер — это радиочастотный эквивалент лазера. Слово означает «микроволновое усиление стимулированным излучением». Мазерная вспышка может быть признаком чрезвычайного события, например, образования звезды. С 2017 года радиотелескопы в Японии, Польше, Италии, Китае, России, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР совместно работают над обнаружением вспышки, вызванной взрывом при впрыске материалов в массивную звезду.

В январе 2019 года астрономы Университета Ибараки в Японии заметили, что одна из таких массивных протозвезд, G358-MM1, проявила признаки новой активности. Мазеры, связанные с объектом, за короткий период времени значительно осветлились. Теория заключается в том, что мазеры осветляются, когда их возбуждает всплеск аккреции.

Последующие наблюдения с помощью австралийской длинно базисной матрицы впервые выявили то, что астрономы наблюдают — взрыв тепловой волны, идущей от источника и проходящей через окрестности формирующейся большой звезды. Взрывы могут длиться от двух недель до нескольких месяцев. Подобных взрывов не наблюдалось в двух предыдущих всплесках аккреции в массивных звездах. Это может означать появление всплеска нового типа или даже смеси из разных типов, проявляющихся в зависимости от массы и эволюционной стадии молодой звезды.

Несмотря на то, что активность взрыва снизилась, мазеры все же намного ярче, чем были до взрыва. Астрономы с интересом наблюдают за тем, не произойдет ли подобный взрыв снова и в каком масштабе.

Этот опыт показывает, как ценно иметь много «глаз» на небе, способных наблюдать удивительные явления из разных уголков земного шара. Часто такая совместная работа и имеет решающее значение для важных открытий.

Фото: Katharina Immer/JIVE