140 000 – столько видов вирусов живет в кишечнике человека

Анализ 28 000 образцов кишечной микрофлоры, собранных в разных регионах мира, позволил обнаружить невероятно огромное количество видов вирусов, многие из которых до сих пор были неизвестны науке.
140 000 – столько видов вирусов живет в кишечнике человека

Желудочно-кишечный тракт человека – крайне разнообразная среда: помимо бактерий в нем живут сотни тысяч вирусов-бактериофагов, которые могут инфицировать эти бактерии. Известно, что нарушение баланса кишечной микрофлоры влияет на развитие многих заболеваний, включая воспаление кишечника, различные аллергии и ожирение. Однако до сих пор относительно мало известно о том, какую именно роль бактерии и вирусы-бактериофаги играют в поддержании или нарушении здоровья человека.

С помощью метагеномики – метода секвенирования ДНК – исследователи из Института Сенгера и Европейского института биоинформатики Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL-EBI) изучили и классифицировали разнообразие видов вирусов, выделенных из 28 060 образцов кишечной микрофлоры. Анализ показал, что в ЖКТ человека обитает свыше 140 000 видов вирусов, причем более половины этих видов ученые никогда не встречали ранее.

«Важно помнить, что не все вирусы опасны и вредны. Начать с того, что большинство вирусов, которые мы обнаружили, имели ДНК - в отличие от таких патогенных микроорганизмов, как вирус Зика или SARS-CoV-2, которые являются РНК-вирусами, – говорит доктор Александр Альмейда, постдокторант EMBL-EBI. – Во-вторых, изученные нами образцы были взяты у здоровых людей, не имевших общих болезней. Вообще, удивительно, как много неизвестных видов живет внутри нас».

Среди десятков тысяч новых вирусов была выявлена одна широко распространенная клада – группа вирусов, вероятно, имеющая общего предка, которая получила название Gubaphage. Это вторая по распространенности клада в кишечнике человека после клады crAssphage, обнаруженной в 2014-м году. Дальнейшие исследования позволят выяснить точные функции Gubaphage в организме.

Фото: Wellcome and EMBL