я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Вдохнуть жизнь

Работа в мастерской стеклодувов кипит – и это не метафора. Жар от раскаленных печей распространяется по всему помещению. С непривычки кажется, что находишься в сауне, воздуха не хватает, от химических испарений с кисловатым запахом режет глаза. Лица выдувальщиков красные и сосредоточенные. В пламени таких рабочих будней рождаются произведения искусства.
Вдохнуть жизнь

Фигурка ручной работы «Мышь (с хвостом)», imperialglass.ru

Мы спросили о том, как выдувают стекло и кому это сейчас нужно, мастеров из экспериментальной мастерской по производству художественного стекла «Росвуздизайн» – выдувальщика Евгения Илларионова, обработчика стекла Александра Прокопьева и директора Владимира Кравченко.

– Сейчас всё могут делать машины, но стеклодувы сохранились. Почему?

Александр: В художественном выдувании никакой автоматики быть не может. Машины заняты на серийном производстве – бутылок, например. Это штамповка. Но они не способны заменить ручную работу. Каждое наше изделие имеет отличия, уникальность. Вот сейчас мы делаем вазы в форме лягушек – наше стандартное декоративное изделие. Если начать их измерять штангенциркулем, они не будут одинаковыми никогда. Работа выдувальщика эксклюзивна, это на 90 % художественное мастерство.

– Вы называете себя не стеклодувами, а выдувальщиками. В чем разница?

Владимир: Выдувальщик берет «живое» стекло, которое отварилось, из горшка в печи, и насаживает на металлическую трубку. Стеклодув берет готовые трубочки из стекла, плавит их на горелке и дует. У него получаются мелкие предметы. А выдувальщик делает более крупные вещи.

Мастер Росвуздизайна Михаил Горсков (не участвовал в интервью) готовит основу для вазы-лягушки. Фото: Елизавета Кокорина

– Где этому учат?

Владимир: При заводах раньше были училища, где учили выдуванию. Сейчас почти все заводы распались. Стабильно работает Никольский стекольный завод, при нем до сих пор есть училище для выдувальщиков. Больше таких мест нет. Может, и бывают какие-то курсы, но я считаю – чтобы стать хорошим выдувальщиком, нужно окончить училище.

– Как вы решили пойти в эту профессию? Был какой-то интерес в детстве?

Евгений: Я потомственный выдувальщик – это дело у меня из поколения в поколение передается. И дед, и отец были выдувальщиками на знаменитом заводе «Красный май», где делали еще кремлевские звезды. Родители частенько в детстве приводили меня туда, и я видел, как это делается, мне было интересно. Пошел учиться, а завод потом закрылся. Переехал в Петербург и теперь тут работаю.

– Что вас привлекает в профессии?

Владимир: Индивидуальная работа и работа со стеклом. Выдувание – это творческий процесс. Пусть он стабильный, тяжелый, здесь жарко и душно, но это творчество. Когда человек приходит со своим заказом, тоже надо проявлять фантазию. Вот есть художник и выдувальщик. Первый знает, как нарисовать эскиз, второй знает, как по нему изготовить изделие. Если их совместить – будет очень ценный мастер. Поэтому на некоторых заводах художники и выдувальщики росли бок о бок, чтобы лучше понимать работу друг друга.

Михаил Горсков и Евгений Илларионов приваривают лапки лягушке. Фото: Елизавета Кокорина

– Кто ваши заказчики и что они заказывают?

Александр: Обычно это богатые люди – у нас недешевые изделия. Само по себе производство изделий из стекла дорогое. Вообще, клиенты разные приходят: бывают благообразные старушки за семьдесят, бывают молодые элегантные мужчины. А заказывают одно и то же. Есть вещи, которые делаются на постоянной основе, популярные у покупателей, – вазы, цветочные композиции, фигурки животных. Бывают сезонные вещи по праздникам – на Новый год, например, делали бычков. Ну и отдельная категория – эксклюзив, изделия под заказ, когда клиенты эскизы приносят. Плафоны, например. Недавно стеклянный унитаз заказывали, миниатюрный. Он не выдувной, а моллированный. Это способ формовки изделий из нагретого листового стекла.

– Лопается ли стекло в процессе выдувания?

Александр: Если такое происходит – вопросы к тому, кто его варил. Бывает, лопается. Но происходит это из-за несоблюдения технологии в процессе приготовления стекла или уже в процессе использования. Теоретически можно порезаться и обжечься, но у нас такое редко случается.

– А что вообще самое сложное?

Евгений: Почувствовать стекло. Это нужно для того, чтобы изделие получилось. Когда можно его подрезать, где можно оттянуть, где, наоборот, нужно подкатать. У нас ограниченное количество времени: я стекло вынул из печки, прошла минута, и оно у меня замерзло. Нужно успеть сделать какие-то операции за короткое время. Потом я стекло подогреваю и работаю дальше. Если такие моменты не чувствовать, оно остынет и треснет.

– Какие есть методики выдувания?

Евгений: Формовое стекло, например. Это ручная полуавтоматическая работа, когда дуешь в специальную форму, и изделие такое же в точности получается. Шары так делают или плафоны. Центробежка еще – автомат стоит, чугунная форма в нем крутится, туда каплю стекла горячую отрезают, и под воздействием центробежной силы она раскручивается – получается тарелка. Бывает еще прессовыдувная техника – уже полностью автоматическая, машинист только следит. В классическом же выдувании за сотни лет мало чего изменилось – все та же трубка и легкие мастера.

Очки ручной работы, мастер Сергей Романов, biorezonans.3bb.ru

– Как вы это делаете, правда ртом?

Евгений: Ну да, ртом и выдуваем. Крупные изделия диафрагмой дуем – как при игре на трубе. Какая-то особая тренировка для этого не нужна – просто умение дуть. Стекло горячее, и если не успеешь, оно остынет, придется заново разогревать. В старину, если не хватало объема легких, брали в рот спирт – он расширяется, и дуется изделие. Сейчас в таких случаях можно использовать дополнительную подачу воздуха.

Для защиты глаз стеклодувы носят дидимовые очки – особый сплав стекла поглощает вредный спектр излучения. Когда же приходится иметь дело с горячим стеклом «лично», на помощь приходят рукавицы из термостойкого материала.

– Это не опасно?

Евгений: Если стекло не трогать руками, то, конечно, нет. Но при изготовлении некоторых изделий нужно не дуть, а, наоборот, вдыхать. Из-за этого в легкие попадают вредные химические вещества – все стекло варится из тяжелых металлов. Ожога не будет, но во рту остается окись с запахом серы.

– В мастерской так жарко! Как вы выдерживаете?

Владимир: Очень жарко, особенно летом. До 70 градусов температура поднимается. Оно и понятно: температура стекломассы, с которой мы работаем, – 1100 градусов. Тяжело, конечно, выносить. Помогает зеленый чай: завариваешь в кипяточке пакетик, выпиваешь стакан и идешь работать в мастерскую.


– И как долго длится рабочий день?

Владимир: Как обычно – шесть-восемь часов, с обедом и перерывами каждые два часа. Зимой они пореже – потому что температура ниже. Летом жара, все течет – перерыв сделал, отдышался, и снова в бой.

Ученые из Школы общественного здравоохранения им. Андрия Стампара (Хорватия) в 1993 году выяснили, что стеклодувы делают гораздо более глубокий выдох, чем обычные люди. Это помог выявить тест на объемные и скоростные показатели дыхания.

– Наверное, бывают какие-то профессиональные заболевания?

Евгений: В основном связанные с суставами. Вот у меня локоть болит. Много работать приходится руками, тяжести ворочать, трубку держать. Вообще у нашей профессии первая категория вредности – на десять лет раньше уходим на пенсию. Возле печи всегда жарко – мы не только вдыхаем вредные вещества, но и дышим горячим воздухом. Раковые заболевания развиться могут. Со знакомыми выдувальщиками, слава богу, пока такого не случалось. Чтобы сохранить здоровье, каждый год проходим медицинский осмотр.

– Ваша работа – это больше хобби или все-таки источник реального дохода?

Евгений: Все вместе. Образ жизни такой. Что касается зарплаты, то она зависит от квалификации. В среднем за смену мы получаем от 2000 до 3500 рублей. Но не только в деньгах дело. Выдувание стекла – это ремесло. Мы этому научились, свою работу знаем и остаемся на ней десятилетиями. Есть понятие такое – любить свою профессию.


Личность

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK