я могу идти против ветра
Счастье – это не станция назначения, а способ путешествия
Екатерина Гавриш
Все записи
текст

Цена гениальности

Откуда берутся гении? Если заглянуть в словарь Даля, можно узнать, что гений – это человек, обладающий созидательными способностями, самобытным творческим даром и высшим изобретательным умом. Какова же природа этих особенностей? Передаются ли они по наследству, через ДНК, или формируются постепенно? Почему кто-то обладающий творческими задатками не выбивается из серой массы, а кто-то создает шедевр на века?
Цена гениальности

В мифологии считалось, что гений – это дух, овладевающий человеком, или же дух-покровитель, взывающий к разным качествам, добрым или злым. Отсюда и появилось выражение «злой гений». Но в современном мире гениальность приобрела другое значение: в первую очередь таким термином называются способности мозга. Для его исследований в 1990 году в Санкт-Петербурге был основан Институт мозга человека Российской академии наук. Направления его работы – изучение мозговой организации внимания, эмоций, мышления, боли, творчества… То есть всего того, что делает мозг неповторимым и сложным объектом.

На вопросы «ММ» отвечает директор Института мозга человека, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук и заведующий Лабораторией позитронно-эмиссионной томографии С.В. Медведев.

С.В. Медведев называет гениальность болезнью

– Святослав Всеволодович, есть ли в медицине понятие гениальности, и как наука относится к гениям?

– Я считаю, что гений – это болезнь, поломка в работе мозга. Мы все находимся в рамках определенных стереотипов. Способности – это когда человек попадает в еле видимую цель, гениальность же – это когда он попадает, не видя цели. И это оказывается правдой! Правильно работающий мозг не может перейти на другой уровень, вырваться за установленные границы. Это может только гениальный человек. Например, Нильс Бор предположил, что электрон, вращаясь, ничего не излучает. А все физики мира считали, что излучает. И Бор оказался прав. Или Николай Иванович Лобачевский, создавший новую (неевклидову) геометрию. Это хорошие примеры гениальных людей. А вот, например, когда Альберт Эйнштейн поведал миру о специальной теории относительности – это не стало его гениальным открытием, так как до него уже было проведено много исследований, и если не он, то кто-то другой создал бы эту теорию в ближайшее время. Зато теория гравитации – гениальное открытие: если бы не Эйнштейн, то никто бы до этого не додумался еще лет пятьдесят. Да, стоит отметить, что по-настоящему гениальные люди, как правило, делают одно или два открытия за всю свою жизнь.

Н. Бор в школе считался средним учеником 

– Откуда же это берется? Чем можно объяснить гениальность?

– У каждого человека в мозгу есть «детектор ошибок» – механизм, который знает, «как надо» (открыт в 60-е годы XX века в нашей стране академиком Натальей Петровной Бехтеревой. – Прим. авт.). Он позволяет делать рутинную работу: например, утром вы причесываетесь, делаете макияж и при этом думаете о предстоящем интервью. Когда вы выбираете, что надеть, вам не приходит в голову нарядиться в ультра-мини-юбку или купальный костюм. Это и есть работа детектора – он отсекает ненужное. Он работает как внутренний предохранитель, не дающий нашим мыслям отклоняться от нормы. С возрастом этот механизм набирает силу.

У гениального же человека «детектор ошибок» работает неправильно – это и есть сбой, некая поломка в работе мозга. Поэтому гении – не такие люди, как другие. Они не нормальные. Есть такой фильм «Мой муж гений», вообще довольно противный – так вот он неправильный, потому что гений показан там как обычный человек, такой же, как все, а если он гений, то к нему нельзя подходить с обычными мерками. Если копнуть историю, почитав личные письма Пушкина или Лермонтова, то становится понятно, что в личном общении они были очень сложными людьми и отнюдь не подарками! Как правило, от работы детектора зависит и то, что человек может совершить открытие в математике или физике в возрасте от 20 до 40 лет, а вот, например, в юриспруденции или медицине открытия делаются обычно в позднем возрасте. С возрастом человек накапливает опыт, и мозг выдает и группирует нужную информацию.

По мнению В.П. Эфроимсона, в генотипе гениев есть нечто толкающее их к свершениям. И это абсолютно лишено мистики – все объясняется с помощью биохимии. Например, гениям свойственны:

– гиперурикемия – повышенный уровень мочевой кислоты, провоцирующий подагру (ею страдали Птолемей, Александр Македонский и Иван Грозный);

– высокое содержание андрогенов у женщин (как у Жорж Санд или Жанны д'Арк);

– повышенный уровень катехоламинов (веществ-допингов типа адреналина) при синдроме Марфана (такие люди непропорционально сложены и очень энергичны – Авраам Линкольн, Никола Тесла, Ганс Христиан Андерсен);

– циклическая стимуляция повышенной умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.

В.П. Эфроимсон – один из старейших генетиков страны 

– А этой «поломкой» можно объяснить то, что гениальные люди чаще других страдают заболеваниями нервной системы?

– Не совсем. Они просто другие, и их нельзя оценивать по тем же критериям, что и обычных людей. Гениальность предполагает сильное развитие в определенной области, иногда в ущерб другим направлениям. Такой человек, творя и изобретая, опустошает себя. Этим можно объяснить то, что гении рано сгорают.

– Можно ли с помощью каких-либо исследований определить, имеет ли человек необычные способности?

– Нет! Способности определяются с помощью тестов. Но тесты рассчитаны на нормальных людей, для гениев тестов пока никто не придумал.

В 1869 году двоюродный брат Чарльза Дарвина – сэр Фрэнсис Гальтон – выпустил книгу «Наследственный гений: исследование его законов и следствий». Он впервые показал, что способности человека наследуются – на примере нескольких английских династий, при изучении которых обнаружился явно наследственный характер способностей и талантов. Российский ученый-генетик Владимир Павлович Эфроимсон подтвердил это в своей книге о гениях под названием «Генетика гениальности», вышедшей в 1998 году. Одна из основных мыслей книги заключается в том, что «гений – это, прежде всего, экстремальное напряжение индивидуально свойственных дарований, это величайший непрекращающийся труд на века, вопреки непризнанию, безразличию, нищете...».


Ф. Гальтон первым обнаружил, что отпечатки пальцев уникальны

– А можно ли стать гением в процессе жизни, или таким нужно родиться?

– На этот вопрос вам вряд ли кто-нибудь сможет дать ответ. Но я знаю, что есть случаи, когда люди становились гениальными после потрясений. Луи Пастер сделал свои великие открытия в химии и микробиологии после того, как перенес инсульт. Видимо, вследствие болезни у него в голове что-то изменилось.

Л. Пастер всю жизнь занимался биологией и медициной, не имея соответствующего образования 

– Откуда у человека появляется потребность в творчестве и тяга к изобретению чего-то нового?

– Мы как раз занимаемся исследованиями творческих процессов. Мозговая деятельность у людей с техническим складом ума и с творческим сильно различается. Мозг творческого человека работает более интенсивно, а от этого появляется постоянная потребность в созидании.

– Различается ли мозг обычного человека и гениального?

– Еще в 1920-е годы в Москве открылся Институт Мозга Человека (не путайте его с петербургским), где исследовали мозг выдающихся людей, коими в те годы считались и наши вожди. Изучению подверглись центральные отделы нервной системы не только Владимира Ильича Ленина и известных коммунистов, но и других умных и талантливых людей. Так вот за 80 лет ученые никакой существенной разницы между ними так и не нашли.

В 1926 году Владимир Иванович Вернадский ввел понятие «пульсация гениальности»: это когда на протяжении одного – трех поколений в какой-либо стране или регионе одновременно появляются талантливые люди, которые поднимают на большую высоту уровень духовной жизни. Российский ученый-генетик Владимир Павлович Эфроимсон тоже описывал этот процесс в своей книге, упоминая «триады таланта»: зарождение (проблема генетическая), развитие и становление (проблема биосоциальная), реализацию (проблема социобиологическая). Совместное действие этих факторов и объясняет «пульсацию талантливости». Иными словами, гениальность зависит не только от генетики и особенностей в работе мозга, а еще и от времени, в которое живет человек, и от социальных факторов. Как знать, родись в наше время Моцарт, смог бы он реализовать свой талант или нет? Быть может, он стал бы не великим композитором, а, например, владельцем столичного клуба...


В.И. Вернадский слывет историческим оптимистом
Задатки, заложенные природой, вряд ли можно изменить. Но очень многое зависит от родителей и окружения – оно может испортить или улучшить мозг ребенка. В.П. Эфроимсон ввел термин «импрессинг» (от англ. impress – впечатление). О нем говорят, когда ранние детские впечатления, действуя в «чувствительный» период, определяют характер и направление деятельности личности на всю жизнь. В качестве примера импрессинга часто приводят случай из жизни Софьи Ковалевской, которая подростком провела лето в комнате с необычными стенами – они были оклеены страницами учебника математики. Ученый также подчеркивал, что для становления гения необходимо раннее признание, поощрение и свобода творческого самовыражения. Андре Моруа называл это «витамин П» – Преклонение, Признание, Поощрение.

Многие из нас в детстве мечтали быть «быстрее, выше, сильнее»: громче всех петь, изобрести летающие сандалии, выучить десять языков или написать великую книгу. Но, возможно, намного лучше быть просто в чем-то способным и жить полноценной жизнью? Все-таки быть гением – тяжелый труд.


Личность

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK