От SCIENCE до COMMUNICATION
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


где мы регулярно встречаемся с известными людьми – учеными, изобретателями,
политиками. Но, признаюсь, почетный гражданин Санкт-Петербурга у нас впервые.
Изучая вашу биографию, я узнал, что вы родились в Ставрополе. Почему вас вдруг
потянуло в Ленинградский политехнический институт?
АН: Да, тогда все хотели быть космонавтами.
АН: Вы поняли, что физика без программирования в дальнейшем будет не очень
быстро двигаться.
наверное, в 92-м или 93-м году.
«компьютеры», – она вообще развивалась. Мы не отставали от Запада, это совершенно точно. Первые электронно-вычислительные машины – еще 50-х годов, в 60-х появилась серия машин БСЭМов… А языки, кстати, тогда были разные: Алгол-60, Фортран-4. Наша советская школа вычислительной математики славилась именно тем, что мы свои языки писали. Не надо забывать, что в то время атомная энергетика или ракетная техника как раз рассчитывалась на вычислительных машинах, которые стояли в Челябинске-70, теперь он Снежинск называется. И именно алгоритмы сложнейших нелинейных совокупностей, нелинейных задач возникали с 60-х годов. Школа была просто изумительная. И сейчас, встречаясь с нашими западными коллегами, часто можно услышать имена советских людей, на книгах и статьях которых они учились.
повторить IBM, создали так называемую серию машин ЕС. ЕС-1020, 1030, 1032 – на самом деле это IBM-овская ветвь была. И когда появились персональные компьютеры, десктопы, конечно, здесь была определенная серьезная задержка.
на работу на разные должности, и на многих позициях вполне достаточно среднего профессионального. Мое ощущение – такому всеобщему высшему образованию не стоит доверять.
государственные, но и негосударственные вузы, – все хлынули к высшему образованию. На самом деле, мы же прекрасно понимаем, что получение диплома и получение образования – разные вещи. Сегодня практически любой выпускник 11 класса, если он владеет русским языком, даже с ошибками, может получить высшее образование. Произошла некая «девальвация».
не вижу в том, что большинство населения будет иметь высшее образование – если
рассматривать его как промежуточную ступень в непрерывном образовании через всю жизнь. Учиться надо всю жизнь, возможно, менять сферы деятельности, специальность. Вы можете быть физиком и стать прекрасным журналистом, писателем, актером. Мне кажется, сегодня мода диктует только одно – это реализация потенциала, который заложен в человеке. Не важно, в какой сфере он работает и какое образование имеет, если это реализует его потенциал. Если все считают, что нужно обязательно пройти через высшее образование, – ну и хорошо.
разница – высшее образование или высшее профессиональное образование?
литературе, в конце концов, о физике или информатике.
Когда же мы говорим о высшем профессиональном образовании, то это уже не просто широкий набор компетенций. Это когда вы фокусируетесь на том или ином
направлении, где можете ставить задачу. Все зависит от человека. И именно человеку
нужно предоставить выбор, что он хочет получить. Вы задумались как-то…
смотрит на опыт работы. Сейчас его можно иметь, даже будучи студентом. Третье –
во всем мире есть тестирование на профессиональную пригодность. Это три основные составляющие, потому что еще есть человеческие качества: умение работать в команде, дискутировать, подчиняться правилам и так далее. Работодателю чаще всего не нужен такой широкий спектр, зато он может быть нужен самому человеку для общего развития. Человек сам выбирает, на чем ему сфокусироваться. Во многом это определяется средой, в которой он растет.
АН: Так это очевидно. За последние 20–30 лет весь мир, и наша страна в том числе,
подхватили идеологию зарабатывания денег. В этом смысле профессия физика для
молодежи не интересна. Перспектива очень туманна.
было написано в дипломе: инженер. У вас, кстати, в дипломах пишут – инженер?
И магистры. Инженеров нет, но я очень надеюсь, и даже верю в то, что мы буквально
в ближайшие два-три года вернем название «инженеры».
лет выпускаем ВАКовский журнал «Биосфера» и столкнулись с такой проблемой:
большинство ученых не хотят писать для российских научных журналов. Потому что им выгодно публиковаться в международных базах, повышая индекс цитируемости, который напрямую влияет на зарплату. И получается, что российские научные журналы потихоньку вымирают. Вам знакома такая проблема?
вопрос поставили, это беспокоит большое количество людей.
научных исследований – английский.
статей. Для этого в редакционные коллегии надо приглашать не только отечественных, но и зарубежных ученых. Надо выпускать журналы, может быть, сначала двуязычные, я имею в виду, на русском и английском. Тем самым показывать уровень и соревноваться с научными коллективами, демонстрируя уровень наших ученых. Я прекрасно понимаю, сколько на это нужно ресурсов. Не только финансовых, но и временных. Это и раскрутка. И мы хотим получить результаты быстро, а этого не может быть, тем более без затрат. Но русскоязычную научную сферу и свой русскоязычный научный анклав, безусловно, надо сохранять. Для того же, чтобы продемонстрировать его мировому сообществу, нужно высокое качество научных журналов.
а немецкий. Абрам Федорович Иоффе и все его труды печатались в немецких журналах. Мы смогли поднять свои журналы и качество публикаций на хороший уровень. И ни для кого не секрет, что в 30-х, 40-х и в 50-х годах читали российские научные журналы, не зная русского языка, как-то переводили.

Издатель журнала «ММ» Александр Новиков
АН: Объясните мне: если научные исследования проводятся на российской территории, за российские деньги, на российские гранты, то почему их результаты в первую очередь должны опубликовать в западной печати? Почему мы сразу все несем туда, а не публикуем в наших журналах? Пусть они читают, что написано у нас на русском! Ведь чтобы качественно перевести научную статью на английский язык, нужно потратить вдвое больше денежных ресурсов, чем на обычный текст. В результате стоимость этих журналов катастрофически возрастает, а они и так с трудом выживают в России. А нужно еще каким-то образом зарегистрироваться во всех списках цитируемости… А кроме того, эти списки цитируемости очень часто притянуты за уши. Если поставить задачу, то можно сделать себе высокий индекс цитируемости, особенно если ты не ученый, а просто «легкий жулик». Сделать с кем-то в кооперации несколько статей, чтобы туда попасть. А как, допустим, будут существовать ученые, которые занимаются недрами Ленинградской области, филологи наши? Кому это интересно на Западе?
экспертизу свои результаты, свои исследования, свои подходы. И вас экспертируют бесплатно ученые других стран, других городов. Что в этом плохого? Бесплатно, подчеркиваю.
и мой университет. Еще «Кот Шредингера» есть. Сейчас есть слабенькие попытки возобновления журнала «Химия и жизнь», еще «Техника – молодежи». Но это не то, на мой взгляд, не на уровне того качества, которое было.
аудиторию, чтобы заинтересовать молодых, чтобы они хотя бы приблизительно поняли, что такое наука. Издавать его, конечно, крайне тяжело, и таких журналов исчезающе мало. И мы должны это все дело запустить. Если вы знаете, мы же не зря запускаем с 1 сентября первую в России магистерскую программу по Science Communication, научной коммуникации. Впервые в техническом университете мы будем готовить магистров по Science Communication. Это будут выпускники, которые, с одной стороны, должны понимать, как развивается наука и техника, с другой стороны, должны уметь писать и говорить об этом, продвигать науку. Это очень
сложная вещь – привлечение к науке через развлечение. И один из инструментов, безусловно, это публикации – в печатном издании, в Интернете. Но это должна быть продуманная системная политика. И людей, которые хотели бы этим заниматься, надо готовить. И если будет у нас критическая масса тех людей, которые хотят и умеют в этом направлении работать, мы переломим ситуацию. Иначе будем постоянно плакаться про менеджеров, экономистов и юристов.
Личность
Камилла Андреева