я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Корпоративный тренер

Совсем недавно единственным методом трудовой дисциплины и сплочения коллег были походы к шефу на ковер – индивидуальные и групповые. С появлением тимбилдинга все стало разнообразнее. Теперь для раскрытия своего потенциала можно посетить личностный тренинг или, если ты руководитель, заказать тренера в офис – для коллектива. Весь следующий день сотрудники будут лазать по веревкам где-нибудь на опушке леса, играть в крестики-нолики или искать сундук с сокровищами.
Корпоративный тренер

И назавтра вы не узнаете подчиненных. Забыв, что еще вчера здоровались друг с другом сквозь зубы, они навалятся на решение самых трудных задач и расщелкают их как орешки. Так обещают тимбилдеры – специалисты по тому, как в игровой форме совершенствовать себя и объединять коллективы.

Официально профессии «тимбилдер», или «тренер по командообразованию», в России не существует. Но людей, которые хотят ими стать, все больше. Еще недавно Алла – мастер спорта международного класса по тхэквондо – тренировала только детей, но случайно встретилась с Александрой, и вот уже год занимается не только с детьми на татами, но и со взрослыми в офисах. Компании приглашают таких, как Алла и Александра, чтобы объединить команду и повысить эффективность. Сами себя девушки называют тренерами, объясняя, что их работа сродни спорту – они помогают людям через игру добиваться поставленных целей и преодолевать барьеры, которые этому мешают.

– Как появился тимбилдинг?

Александра: Одним из основоположников направления был американский психолог Александр Эверетт. На основе научных и психологических экспериментов своих коллег он разработал тренинг, который позволял человеку увидеть себя со стороны, понять, что им двигает, какие страхи ему мешают и останавливают. Позже в США была разработана тренинговая система лайфспринга, которая стала очень популярна в России.

Алла: Эти тренинги направлены на осознание своих ценностей, реализуя которые можно добиться очень многого в жизни. Ведь часто люди думают: «Вот когда-нибудь я заработаю на машину, и тогда стану щедрым», или: «Погуляю еще – и начну экономить». Но нужно сейчас быть щедрым или, наоборот, бережливым – потому что это твоя ценность и она для тебя важна. Часто мы не осознаем своих подлинных ценностей, а значит – не можем добиться успеха. Тренинги помогают их выявить.

Лайфспринг – система личностных тренингов, разработанная в США и направленная на повышение энергетики, ответственности и целеустремленности, а также на умение работать в команде. Многими здравоохранительными организациями подобные тренинги признаны опасными для здоровья. Психологи считают, что упражнения, применяемые в лайфспринге, разрушают психику.

– Какие именно тренинги вы проводите?

Александра: Я провожу бизнес-тренинги, командные, лидерские тренинги. Есть тренинги личностного роста – на них человек учится раскрывать собственный потенциал. Есть трансформационные тренинги – они помогают выйти за рамки представления о самом себе и освободиться от внутренних страхов и стереотипов.

– А чем вы занимались раньше?

Александра: Я окончила Высшую школу экономики. По специальности я стратегический менеджер. Это человек, который приходит в компанию, оценивает ситуацию, в которой она находится, и понимает, куда и как ей нужно двигаться дальше. То есть у меня смежная профессия, и мое первое образование оказалось очень полезным. Но только в нем было больше математики и экономики, а пришлось заняться психологией.

– Как вы понимаете, что в компании не так?

Александра: Проводим тренинги, на которых задаем вопросы. Не общие – «Что нужно, чтобы компания стала первой на рынке», а вопросы, которые важны для сотрудников, но которые мы обычно себе не задаем. «Что тебе прямо сейчас важно создать в своей команде? Почему ты в этом упражнении поступил именно так?» Тренер спрашивает до тех пор, пока человек или команда не найдут ответ.


– И как правильные вопросы могут изменить жизнь?

Александра: Однажды к нам пришел человек, который работал в табачной компании. Он был очень хорошим специалистом, но никак не мог получить повышение по службе. В процессе тренинга выяснилось, что работа просто противоречит его базовой ценности – здоровью. И таких примеров, когда люди стараются, но не могут достичь больших успехов, очень много. Так же и с компаниями. Был случай, когда к нам пришел коллектив агентства недвижимости. Во время тренинга выяснилось, что у каждого сотрудника есть установка: «Все клиенты – идиоты». Не удивительно, что продажи у агентства шли плохо.

– Бывают ли ситуации, когда люди не могут справиться с заданиями?

Александра: Тренинг невозможно провалить, даже если команда не смогла преодолеть игровые препятствия. Потому что в конце каждого задания есть обязательное обсуждение с тренером и осознание того, почему оно не получилось. А осознание – уже победа.

– А кто придумывает игры для тренингов?

Александра: Хороший тренер любую игру можно сделать тренинговой. Даже волейбол: на нем можно быстро понять, почему команда не добивается успеха. Часто бывает, что один игрок ведет себя очень активно – уверенно ловит и забивает мячи, а команда при этом проигрывает. Как правило, это происходит потому, что лидер больше сфокусирован на том, как он смотрится на площадке, а не на выигрыше команды. Задача тренера – сделать так, чтобы команда и лидер проанализировали ситуацию и сами поняли это. Во время игры это проще, чем во время ответственного совещания.

– И все-таки, какие игры вы используете в своей работе?

Александра: Самые простые. Например, крестики-нолики – делим коллектив на две команды и предлагаем сыграть. Обычно они сразу же начинают соревноваться, кто поставит больше крестиков или ноликов. А на самом деле игра с подвохом: ее смысл не в том, чтобы бороться, а в том, чтобы выиграть вместе.

Ведь если мы начинаем соперничать, то мы проиграем, а если будем сотрудничать – выиграем всей командой. Это модель взаимоотношений в большом коллективе.

– А кто-нибудь догадался, что нужно свести крестики-нолики к совместному выигрышу?

Александра: За 7 лет моей работы ни одна команда не вышла за рамки стереотипа.

Алла: Дело даже не в том, что нет людей, осознающих, что нужно действовать сообща: они есть, но не умеют это донести. Это проекция на наш мир – мало понимать, нужно еще и вовлекать других. Как говорится, этот мир погубят не злые люди, а добрые, которые все понимают, но ничего не делают.

– И вы полагаете, что тренинги могут из любого сделать лидера?

Александра: Лидерство – это не предмет, который нужно выучить и сдать на «отлично». Это способ быть в этом мире. Лидер – человек, у которого есть большая идея, и это идея по поводу создания возможностей для других. Все великие компании выигрывают, потому что создают возможности.

– Кто чаще всего обращается к вам за помощью?

Александра: Торговые компании, крупный бизнес. Очень любят тренироваться «сетевики», потому что весь их бизнес построен на отношениях.

Тимбилдинг (анг. team building – построение команды) – термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.

– Почему так важно проводить тренинги в игровой форме?

Александра: В жизни мы многого боимся: подойти к начальнику, объясниться с близкими –действуем по шаблонам, которые гарантируют выживание. В игре бояться нечего, ты раскрываешься, идешь на риск. Можешь сказать начальнику: «Эй, я лучше знаю, как это сделать». Можно проверить, «как это работает», ничем не рискуя, потому что это игра. И еще во время тренинга ты можешь увидеть себя со стороны. Это и есть задача тренера – в нужном месте сказать «стоп» и показать человеку модель его поведения.

Например, установка «Я стеснительный человек» во многом является ограничивающей: если я решаю считать себя таким, значит, я решаю быть незаметным. У меня нет возможности публично отстаивать свою позицию, заниматься творчеством, проявлять лидерские качества. Это определенная роль, и мне важно доказать всем, что я такой: я не высовываюсь, веду определенный образ жизни. И в критический момент я предпочту сыграть свою роль – отсидеться. Человеку важнее своя правота, чем результаты в жизни или в бизнесе.

– Предсказуемо ли поведение людей во время игры?

Александра: Да, потому что мы все застреваем в определенных образах: кто-то выбирает роль серой мышки, кто-то авторитарного руководителя. В какой-то момент это гарантирует нам выживание, но ситуации меняются, а люди так и остаются заложниками избранных амплуа. Это удобно, но это ограничивает возможности. Очень трудно сдвинуть с места негибких людей.

– А как обычно ведут себя люди, которые впервые на тренинге?

Александра: Первая реакция – сопротивление. Оно возникает всегда, когда человек сталкивается с тем, что противоречит его убеждениям. К тому же люди не любят осознавать, что у них есть проблемы, особенно на глазах у других. Тренер всегда пытается вовлечь человека в работу над собой, заинтересовать результатом. Это получается не всегда, некоторые вообще уходят с занятий. Тут уже ничего не сделаешь: если человек не готов работать с собой, заставлять его не будут.

Алла: Закончив тренинг, люди уже по-другому настроены, они отслеживают: ага, вот здесь я изменился, а что изменилось вокруг? И дальше они уже сами могут себя тренировать. Тимбилдинг дает для этого необходимые инструменты: умение создавать доверительные отношения в коллективе, работать со своими убеждениями, оценивать результаты, настраиваться на выигрыш.

– Но ведь умный человек и без тренингов может посмотреть на себя со стороны?

Александра: Может. Просто на это уйдет больше времени.

Алла: Это все равно что прочитать книжку по боевому искусству. Можно дома в одиночестве долго отрабатывать приемы, но в ситуации реальной опасности такая подготовка не всегда эффективна.

– Что самое сложное в работе тренера?

Александра: Кризис с самим тренером. Трудно вдохновлять людей, если ты сам не в форме. Когда это происходит, мы идем за помощью к коллегам, на те же тренинги. Или отвлекаемся, делаем то, что мы любим. Я, например, занимаюсь танго.

Алла: Самая большая проблема тренера – это анализ. Он должен постоянно анализировать, что сработало, а что нет. И от этого устаешь.

– А как вы настраиваетесь на работу с людьми?

Александра: Самое главное – хорошо выспаться. И обязательно выходить к людям с открытым сердцем. Я иду на тренинг не для того, чтобы заработать денег, а для того, чтобы в их жизни произошли какие-то положительные сдвиги.

– Что общего у людей, которые занимаются тем же, что и вы?

Александра: Нас объединяет большая идея – единства в мире и возможности каждого найти свое предназначение и жить с ним в согласии.

Текст: Дарья Перрен

Личность

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK