я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

На север от Токио, вдоль рядов риса

Если проехать 600 км на север от Токио, а затем свернуть с дороги по направлению к деревне Инакадатэ префектуры Аомори и остаться там на ночь, например, то утром, если, конечно, для визита выбран правильный период, среди зеленого моря рисовых полей можно будет разглядеть произведения искусства – круги невероятной сложности, репродукции картин и даже кадры из фильмов. Это не сон, не аниме Миядзаки и не мистическая тайна. А всего лишь искусство тамбо – рисование на рисовых полях.
На север от Токио, вдоль рядов риса
Тамбо-арт во время сбора урожая. Фото: Glenn Waters, commons.wikimedia.org

В 1993 году жители Инакадатэ пытались найти способ возродить любимую деревню. Они знали, что рис выращивали в этом районе более 2 тыс. лет назад. И знали, что сейчас туристы совсем не ездят в Инакадатэ. Идея коммерциализировать не только сам урожай риса, но и его посев выросла из собраний деревенского комитета. Жители выбрали рисовое поле за ратушей. Засеяли его четырьмя разными сортами риса – так, чтобы объем и оттенок растений в итоге образовывали вместе фигуру. В течение первых десяти лет «рисунки» были самыми простыми – гора Иваки в префектуре Аомори и надпись: «Инакадатэ, деревня рисовой культуры».

Гора Иваки. Фото: Inakadate village, blogs.ubc.ca

Затем, в 2005 году, в результате соглашения между землевладельцами рисовые плантации, пригодные для живописи, расширились до 15 000 кв. м. Жители деревни и фермеры начали чертить посадку на бумажных планах, чтобы создать масштабные репродукции работ укие-э (так называется направление в изобразительном искусстве Японии, сфокусированное на изображениях изменчивого мира) периода художников Тосюсая Сяраку и Китагавы Утамаро. Чтобы гигантскую картину можно было разглядеть, в деревне построили башню высотой 22 метра. В 2006 году больше 200 000 человек приехали в Инакадатэ, чтобы посмотреть на рисовое искусство. Притом что население самой деревни – всего 8700 жителей.

Обзорная башня в Инакадатэ. Фото: 大学観光客, ameba.jp

Вскоре наплыв туристов оказался таким солидным, что понадобилась вторая башня – люди часами стояли в очередях, лишь бы взглянуть на рисовые гравюры.

В 2007 году жители деревни Инакадатэ вырастили репродукции знаменитых гравюр художника Кацусики Хокусая. Изображения из «Fugaku Sanjurokkei (Тридцать шесть видов горы Фудзи)» художника на 15 000 квадратных метрах рисовых полей впечатляли как по масштабу, так и по детализации. Акио Накаяма, руководитель арт-проекта рисовых полей, рассказывал об этом эксперименте: «Дизайн Хокусая был очень сложным. Мы не были уверены, сможем ли мы его реализовать, но справились. Я рад видеть, как много людей приезжают посмотреть на наши рисовые поля, потому что здесь, в деревне Инакадатэ, рис и жизнь людей очень тесно связаны».

Изображения из «Fugaku Sanjurokkei (Тридцать шесть видов горы Фудзи)». Фото: ridersobplus, flickr.com

В 2010-х в Инакадатэ начали использовать компьютеры для более точного планирования посадки. Результатом модернизации стал удивительный набор репродукций картин из знаменитой «Fujin Raijin Zu Byobu» художника Таварая Сотацу. Кроме того, в разные годы изображали «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, кадры из «Звездных воин» и «Римских каникул». Но, разумеется, основной фокус жителей Инакадатэ – на японском искусстве.

Фото: yari hotaka, flickr.com

Фото: kosai, ganref.jp

Каждый год проект начинается в апреле, когда на местных собраниях решают, какие картины будут высажены на рисовых полях деревни. После этого шесть сотрудников деревенского офиса составляют подробный план того, как посадить разные цвета риса, чтобы создать изображение. Они рассчитывают и наносят точные области, где каждый цвет риса должен быть посажен, и делают распечатку дизайна, который на первый взгляд выглядит просто как масса точек.

Точки на распечатке – это очень важно, но самая деликатная и сложная задача проекта – вкапывание тростниковых палок в голые весенние поля точно в нужных местах, чтобы те, кто сажает рис, знали, где разместить каждый из сортов. Каждый год местные вкапывают в землю около 6100 тростниковых палок, затем натягивают между ними ленту, чтобы создать области – некоторые большие, некоторые всего в один квадратный метр – на которых уже и высаживают рис.

1. Макет «Моны Лизы». sankei.com; 2. Распечатка с точками. Фото: K.ラオウ, google.com/maps; 3. Вкапывание тростниковых палок. plenus.co.jp; 4. Разные сорта риса на поле. Фото: Brasilisnet 02, flickr.com

Затем, в конце мая, все желающие встречаются на мероприятии по посадке риса. Причем помогать приезжают и из-за пределов префектуры – жители Хоккайдо, Канагавы и Осаки. Разделившись на команды, волонтеры высаживают четыре вида риса: два древних сорта желтого и фиолетового риса, которые вырастают в растения с желтыми и коричневыми листьями соответственно, а также более современные сорта со свежезеленым цветом.

Посадка риса. jaiwate.or.jp

Лучшее время, чтобы посмотреть на готовое произведение искусства, – конец июля. В 2015 году в Инакадатэ установили видеокамеру с прямой трансляцией – она фиксирует разные периоды урожая, и можно оценить, как по-разному складывается пейзаж, чтобы в конечном итоге стать недолговечным произведением искусства.

Картина на рисовом поле в разное время. vill.inakadate.lg.jp

И не только Япония! На фото – рисовое поле в Таиланде. bangkokpost.com

Следуя примеру Инакадатэ, другие деревни, такие как Йонедзава в префектуре Ямагата, тоже начали работать над собственным искусством тамбо.



Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK