я могу Слушать и слышать
Начиная в неудаче виноватого искать, опасайся слишком близко приближаться к зеркалам
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Любовь к Фудзи и рисовая солома

«Если зерно падши в землю не умрет…», то его подберут художники и сделают из него арт-объект! Чудны дела ваши, творцы-рисолюбы: пока одни «подковывают» рисинки, другие создают скульптуры из снопов.
Любовь к Фудзи и рисовая солома

warajp.com

Кружевные пагоды

Скульптуры из риса появились в Китае около тысячи лет назад, еще во времена династии Сун (960–1279 годы). Эти образцы нечеловеческого терпения и столь же адской аккуратности использовали в религиозных ритуалах, свадебных церемониях и народных праздниках. Но со временем искусство создания рисовых скульптур – мису – кануло в Лету – хрупкие зерна заменил пластик. Обычный фермер по имени Чэнь Гожуй из маленькой деревни, что в провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая, решил возродить утраченное 70 лет назад искусство после того, как случайно обнаружил статуэтку из риса в доме своего деда. Изучив старинные документы и опросив пожилых мастеров, Чэнь взялся за труды. Потратив годы на эксперименты, он сумел наконец подобрать оптимальные сорта риса и разработать новый состав клея, который делает хрупкие скульптуры более долговечными. Каждое зернышко Гожуй тщательно очищает, полирует и пропитывает специальными составами – для прочности. И все не зря! Его работы стали мегапопулярны, участвуют в международных выставках и даже включены в программу школьных мастер-классов. Чего только стоит движущаяся (!) композиция «Битва при Чиби» или копия Запретного города высотой 1,2 метра, на которую ушло около 85 тысяч зерен риса.


Фото: Lyu Ming/China News Service, gettyimages.it

Подковать рис

– Ха! – вероятно, подумал художник из Тайваня Чен Форнг-Шин в ответ на возрождение искусства мису и совершил, казалось бы, невозможное: стал рисовать на рисовых зернах. Натурально – картины. Например, портреты китайских лидеров с подписями из крошечных иероглифов! Каждое «полотно» размером примерно 0,5 на 0,3 см, но работа все равно занимает несколько недель. Еще бы – при такой детализации. А ведь Форнг-Шин умеет рисовать даже на семенах кунжута и тонкой лапше! Чтобы создать такой шедевр, нужна не просто выдержка, но и хорошая физическая подготовка. Для этого 58-летний мастер овладел практикой цигун: чтобы создавать такие картины, нужно то и дело задерживать дыхание и контролировать каждое микродвижение своих рук. Консультироваться художнику было не с кем, поэтому он выработал свой уникальный стиль и технику рисунка. И что же – со временем о скромном мастере без художественного образования заговорили во всем мире.


Фото: Chen Forng Shean Miniature Art Museum, kulturologia.ru

Великий старик филиппинского искусства

Так прозвали Фернандо Аморслоло-и-Куэто – художника-портретиста, писавшего сельские пейзажи Филиппин. Особенно Фернандо любил изображать сельчанок, он даже с жаром рассказывал о том, какими должны быть их портреты: «Женщины, которых я рисую, должны иметь округлое лицо, а не овальное, которое часто встречается в газетах и на обложках журналов. Глаза должны быть исключительно живыми, а не мечтательными, сонными… Нос должен быть тупым, но твердым и четко очерченным». Другой главный «герой» картин художника – филиппинский солнечный свет. Считается, что он присутствует почти на всех полотнах живописца. А вот на одной из картин серии под названием «Посадка риса», которую он создавал в период с 1921 по 1944 год, последнего как раз мало – мы видим пасмурный день, но все тех же женщин, которые сажают злак в затопленные чеки. Впрочем, даже с тучами, отражающимися в воде, рисунок все равно отсылает к свету – он лежит на платке женщины в центре и отражается в облаках.


«Посадка риса». Иллюстрация: Fernando C. Amorsolo Art Foundation, Inc. epa.culturalcenter.gov.ph

Это вам не ледовый городок!

А вы знаете, как называется рисовая солома? Правильно – вара! По крайней мере, по-японски. Поэтому именно так – Wara Art – называют японский фестиваль по созданию гигантских скульптур из рисовой соломы. Раньше, кстати, из этого вида сырья жители Страны восходящего солнца изготавливали татами – соломенные коврики для пола. А потом – бац – XX век с его роботами и интернетом, куда уж тут циновки плести! Вот и стала «вара» невостребованной. Фермеры задумались о том, что с ней делать. На помощь в 2007 году пришел тот самый фестиваль, который отныне каждый год в начале осени проводится в городе Ниигата. Вы только взгляните на эти потрясающие сюжеты японского фольклора: четырехметровые фигуры божеств грома и ветра, двухвостого кота-ёкая, обычных животных: орлов, слонов, крокодилов, львов, обезьян, горных козлов. Все они создаются вручную: сначала строят деревянный каркас, на который крепится солома.


warajp.com

Фудзи — это любовь

Японские художники прошлого любили гравюры, да побольше, побольше! Они часто рисовали целые серии работ на одну и ту же тему. Например, Кацусика Хокусай, писавший в стиле укиё-э, обожал гору Фудзи. Он посвятил ей сначала 100 работ, но этого ему показалось мало, и он добавил еще 36 — цветных гравюр по дереву, которые так и назвал «Тридцать шесть видов Фудзи». Присмотрелся и «бахнул» еще 10 — той же серии, для верности. Среди них много рисунков, посвященных воде, животным и людям — простым труженикам. На одной из них — «Равнина Фудзимагахара в провинции Овари» — мы видим человека, который изготавливает огромную бочку. Сквозь отсутствующее дно гора Фудзи просматривается весьма условно, зато прекрасно различимы залитые водой чеки, нарезанные четкими вертикальными и горизонтальными линиями, больше напоминающие неопытному европейскому взгляду солнечные панели, чем рисовые поля. Интересно, что первые наброски серии этих картин Хокусай начал делать в 1830 году в возрасте примерно 70 лет. Но именно она принесла живописцу наибольшую славу.


«Равнина Фудзимагахара в провинции Овари». Иллюстрация: Katsushika Hokusai, metmuseum.org


Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK