Биржа волнуется – раз!


Рекламный агент эпохи пузырей, карикатурно изображаемый как «ночной торговец» («Великая картина глупости», 1720 г.). wikimedia.org
«Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», 1810
Русский живописец Федор Алексеев – не только крупнейший мастер классицистического городского пейзажа, но и основоположник этого жанра в отечественной живописи XVIII века. А ведь он всего-навсего был сыном сторожа Академии наук – в те годы такая «родословная» не предвещала головокружительной карьеры. Но Федор Яковлевич оказался по-настоящему талантлив. Его любимыми «натурщиками» были Петербург и Москва. Поэтому обойти стороной одно из самых красивых мест Северной столицы – стрелку Васильевского острова – Алексеев просто не мог. Ей он посвятил сразу несколько своих картин, а в одной из них – «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» – сделал главным «персонажем» само здание. Кстати, многие свои картины художник писал еще до завершения строительства, поэтому ему приходилось использовать архитектурные чертежи. То же самое касается и этого полотна – здание биржи было окончательно достроено в 1816 году, а картина Алексеева написана в 1810-м. Но найдете ли вы отличия от современного здания и его изображения на полотне?

«Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», Федор Алексеев. culture.ru
«Пузырь Южных морей», 1847
Звучит поэтично. Впрочем, невесело. Компания Южных морей (или официально – «Губернатор и компания торговцев Великобритании, ведущих торговлю в Южных морях и других частях Америки, а также для развития рыболовства») была основана в 1711 году для сокращения стоимости государственного долга. Она получила монополию на поставку… африканских рабов на острова в южных морях и в Южную Америку. Но Великобритания в тот момент оказалась вовлечена в войну за испанское наследство, а Испания и Португалия контролировали большую часть Латинской Америки. Поэтому торговля рабами шла из рук вон плохо – компания так и не получила какой-либо значительной прибыли от своей монополии. Зато ее акции в это время росли как на дрожжах, чтобы в 1720 году резко упасть. Финансовый крах так и назвали – «пузырь Южных морей». А британский художник Эдвард Мэтью Уорд, обожавший исторический жанр, даже написал в 1847 году по этому поводу картину с одноименным названием. На ней изображена сцена в лондонском переулке Чейндж-Элли, который служил кратчайшим путем до Королевской биржи.

«Пузырь Южного моря», Эдвард Мэтью Уорд. tate.org.uk
«Паника 1857 года на бирже в Нью-Йорке», 1857
Это событие многие считают первым общемировым экономическим кризисом (дело в том, что как раз к 1850-м годам мировая экономика стала более взаимосвязанной). Мало этого – перед вами, пожалуй, первый пример, когда информация о кризисе распространилась в максимально сжатые сроки благодаря недавно изобретенному телеграфу. Все случилось после того, как Великобритания нарушила требования Закона о банковской хартии 1844 года, согласно которому золотые и серебряные резервы должны были ограничивать количество денег в обращении. Новость о нарушении спровоцировала панику в Великобритании и покатилась, как снежный ком, затягивая с собой разоряющиеся промышленные предприятия и железнодорожные компании. Художники Джеймс Кэфферти и Чарльз Розенберг запечатлели этот момент. Их картина так и называется «Паника 1857 года на бирже в Нью-Йорке». Между прочим, на ней, среди людской толпы, специалисты узнали исторических личностей – одного из величайших спекулянтов всех времен и народов Джейкоба Литтла и другого, чуть ли не самого богатого и успешного предпринимателя XIX века Вандербильта Корнелиуса.

«Паника 1857 года на бирже в Нью-Йорке», Джеймс Кэфферти и Чарльз Розенберг. wikimedia.org
«Портреты на бирже», 1879
Эта картина французского художника Эдгара Дега, написанная примерно в 1879 году, долгое время находилась в коллекции французского же банкира Эрнеста Мэя, пока не попала в Лувр в 1923 году. А изображен на ней, собственно, сам Мэй – в центре: в цилиндре и пенсне – который слушает своего коллегу некоего месье Болатра. Тот наклонился к нему через плечо – вероятно, мужчины обсуждают документ, который держит в руках третий персонаж полотна. Действие происходит на фоне внутреннего угла торговой площадки Парижской фондовой биржи. Британский искусствовед Ричард Шоне описывал персонажей на портрете как «имеющих обычные черты», а самого Мэя – «опытной фигурой», чье «выражение лица ничего не выдает». Это и понятно – до эпохи всеобщей цифровизации биржевые торги напоминали игру в «мафию»: кто лучше всех умеет скрывать свои эмоции, тот и выигрывает.

«Портреты на фондовой бирже», Эдгар Дега. wikipedia.org
«Черная пятница», 1939
В статье «Баг системы» мы уже рассказывали о том, как началась Великая депрессия в США – с биржевого краха 1929 года. Она случилась в «черный четверг», за которым последовала «черная пятница». Ее и запечатлел американский художник Эдвард Лэнинг спустя 10 лет – в 1939-м – в год окончания кризиса. Картина нарисована чернилами в цветах сепии, но от этого кажется еще более выразительной – художник прекрасно передал эмоции биржевых игроков, некоторые из них просто упали в обморок, а их акции бесполезно валяются на полу. Неудивительно! Ведь Великая депрессия затронула не только США, но и Канаду, Великобританию, Францию и ряд других стран. Особенно пострадали промышленные города – в них практически прекратилось строительство (порядка 2,5 млн человек остались без крыши над головой), цены на сельхозпродукцию упали на 40–60 % (разорились порядка 897 тыс. фермерских хозяйств, то есть 14,3 % от общего числа), а уровень промышленного производства – на 46 %, зато выросла безработица: с 3,2 до 25 %, что составило около 12,8 млн человек. Это еще не все – загибайте пальцы: разорились порядка 135 тыс. компаний, доходы корпораций упали на 60 %, а от недоедания, по разным оценкам, пострадало от 25 до 90 % детей. Кризис повлиял даже на социальную сферу в Европе – к власти в Германии и Италии пришли националисты, что стало причиной Второй мировой войны.

«Черная пятница», Эдвард Лэнинг. childsgallery.com
Коротко
Ольга Фадеева