Машины и
я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Становимся умнее или глупее?

Несколько ученых затеяли спор: умнеет человечество или глупеет?

 

Тесты на IQ (коэффициент умственного развития) за последние сто лет несколько раз пересматривались и калибровались. Для выявления эффекта Флинна (эффект назван в честь исследователя интеллекта Джеймса Флинна, профессора Университета Отаго (Новая Зеландия), учёные предлагают добровольцам проходить тесты прежних поколений. Г-н Флинн и его коллеги обнаружили, что по всему миру новые поколения набирают больше баллов в старых тестах, чем те, для кого их создавали.

Причём рост немаленький: в...

Становимся умнее или глупее?

Несколько ученых затеяли спор: умнеет человечество или глупеет?

 

Тесты на IQ (коэффициент умственного развития) за последние сто лет несколько раз пересматривались и калибровались. Для выявления эффекта Флинна (эффект назван в честь исследователя интеллекта Джеймса Флинна, профессора Университета Отаго (Новая Зеландия), учёные предлагают добровольцам проходить тесты прежних поколений. Г-н Флинн и его коллеги обнаружили, что по всему миру новые поколения набирают больше баллов в старых тестах, чем те, для кого их создавали.

Причём рост немаленький: в среднем за десятилетие IQ человечества подскакивает примерно на три пункта (с географическими вариациями, естественно).

 


Показатели IQ  растут…  Значит,  умнеем?

 

Г-н Флинн и многие другие исследователи подозревают, что растущие показатели IQ отражают улучшение условий жизни.

 

Но есть исследователи, которые считают, что всё это обман, и человечество становится глупее.

 

В ноябре 2012 года Джеральд Крабтри из Медицинской школы Стэнфордского университета (США) опубликовал две статьи в журнале Trends in Genetics, где попытался доказать, что своего пика человеческий интеллект достиг 2–6 тыс. лет назад.

 

Г-н Крабтри отталкивался от данных генетики. По его оценке, умственные способности человека зависят от 2–5 тыс. генов. По скорости, с какой накапливаются генетические мутации, он вычислил, что в пределах последних 3 тыс. лет всё человечество приобрело, по крайней мере, две мутации, пагубные для «генов интеллекта» (и получит ещё пару в следующие три тысячи лет). Не каждая мутация наносит вред, ведь гены «ходят» парами, и слабости, приобретённые в результате мутации одного гена, могут компенсироваться здоровой частью пары, писал г-н Крабтри, но его расчёты показали, что наш ум не такой уж стойкий, как может показаться.

 

Кроме того, по словам учёного, сегодня интеллект уже не играет той важной эволюционной роли, как во времена охотников и собирателей. Тысячи лет назад неспособность понять аэродинамику копья означала, что ты попадёшь на обед льву и не сможешь передать свой набор генов потомкам. А современные  люди очень редко рискуют жизнью, проходя тест на интеллект.

 


Другая теория гласит, что генетическая база интеллекта находится в упадке из-за дисгенического (ненормального развития вследствие генетических факторов) размножения людей. Исследования показали, что начиная с середины XIX века IQ и размножение коррелируют негативно: чем умнее человек, тем меньше у него детей. Поскольку ум отчасти зависит от генетики, некоторые специалисты считают, что IQ человечества должен снижаться.

 

Но в действительности показатели растут, и этот парадокс теории дисгенического размножения попытались объяснить г-н Вудли и его коллеги.

 

Для изучения интеллекта в исторической перспективе исследователи обратились не к тестам на IQ, а к скорости реакции, которая, по словам г-на Вудли, коррелирует с IQ и не так чувствительна к культурным факторам, как IQ-проверки. Количество времени, требуемое для реакции на раздражитель, отражает эффективность самого элементарного когнитивного механизма.

 


В 1880-х гг. английский учёный сэр Фрэнсис Гальтон измерил скорость реакции 2 522 молодых людей и 888 девушек с разным общественно-экономическим статусом. Средний показатель первых равнялся 183 мс, вторых — 187 мс.

После 1941 года было проведено двенадцать аналогичных исследований, и они дали совершенно другие результаты: 250 и 277 мс.

 

Это говорит о том, что хотя показатели IQ растут с повсеместным распространением образования и повышением качества медицинской помощи, способность человека быть умным снижается. По словам г-на Вудли, «эффект Флинна прячется, словно тёмная материя, по ту сторону IQ-тестов».

 

Однако, скорость реакции сложно интерпретировать. «У глупца и умного пиковая скорость реакции совпадает», — говорит Джеймс Флинн. Разница между ними заключается в том, что человек с низким IQ быстрее теряет концентрацию, и потому его показатели на протяжении эксперимента будут варьироваться сильнее, чем у участника с более высоким коэффициентом интеллекта.

 

И здесь возникает вопрос о том, что в действительности измеряется: интеллект или способность сохранять внимательность некоторое время?

 


Есть и другие факторы, добавляет г-н Флинн. Например, гонконгские школьники намного быстрее в тестах на реакцию, чем британские сверстники. Можно сказать, что гонконгцы умнее, а можно интерпретировать результаты по-другому: китайцы чаще рискуют.

 

 

Так, что в итоге?

Интересно

Машины и Механизмы
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Борис Акулин
    12:26   /  06 июня 2013
    развернуть
    А кстати, что такое ум? Есть множество толкований этого короткого слова всего из двух букв. Мне нравится собственное : ум - это СПОСОБНОСТЬ принимать правильные решения. На мой взгляд, именно это отличает умного человека от ... других. Сразу можно указать, что это не есть уровень образования и других факторов интеллектуального развития человека.

Рекомендуем

Актуальное
Конкурс детских книг с иллюстрациями Конкурс детских книг с иллюстрациями
Весь мир Дедлайн – 14 февраля 2020 года
Фотоконкурс «Наука о жизни» Фотоконкурс «Наука о жизни»
Весь мир Дедлайн – 31 января 2020 года
Международная академия аутоиммунитета Международная академия аутоиммунитета
Санкт-Петербург, СПбГУ 11 октября
Студенческая олимпиада по робототехнике Студенческая олимпиада по робототехнике
Санкт-Петербург, СПбПУ 26 октября
Географический диктант Географический диктант
Онлайн – весь мир, оффлайн – Россия 27 октября
Стипендия Chevening 2020/21 Стипендия Chevening 2020/21
Весь мир Дедлайн – 5 ноября
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK