Виктория
я могу долго петь
Спокойствие, только спокойствие.
Виктория Смирнова
Все записи
текст

Вечный мальчик Павел Клушанцев

Когда люди заговорили о космосе?

Когда люди заговорили о космосе? Когда задумались о том, что космос — это место вне нашей планеты, которое можно освоить?

Сегодня о «том» мире человеку, в основном, известно из американских блокбастеров о космосе, инопланетных существах и Вселенной. Современная техника позволяет создавать удивительно красивые фильмы, которые практически не оставляют шансов не поверить в то, что всё это — правда. Но всё же когда идея освоения космоса стала внедряться в сознание человека?

Если вы не знаете правильный ответ на этот вопрос, назовите имя Павла Владимировича Клушанцева, и вы точно не ошибётесь. А если вы не знакомы с этим именем, то фильм «К звёздам!» - для вас.

Фильм-биография режиссёра Владимира Суслова, снятый в 2000 году, повествует о необыкновенной, удивительно талантливой личности, о великой и в тоже время трагической судьбе человека своего времени. Немного грустный, немного весёлый, и вдохновляющий. Это такой фильм, после которого непременно хочется встать и начать действовать, и двигаться к своей мечте!

Режиссёр рассказывает о личности гения, раскрывая грани его характера через отдельные фрагменты жизни и творчества. В первую очередь он обращается к детству героя. Именно тогда, в далёком прошлом, зародилась мечта, достижение которой становится лейтмотивом повествования. Светловолосый мальчик в ярко-красной футболке бегает по траве с маленькой ракетой, пытается запустить её в небо. В школьном возрасте он решил исследовать космос. Сюжет развивается от мечты мальчика к её воплощению — созданию научно-популярных фильмов и рождению великого режиссёра, профессионала мирового уровня.

В фильме важную роль играют детали, например, ракета. Суслов делает её символом мечты Клушанцева-ребёнка. Она периодически появляется на протяжении всего фильма: то игрушечная, то самодельная, то настоящая.

Старые фото и постановочные кадры помогают воссоздать атмосферу и настроение юношеской поры героя. Клушанцев за работой перебирает детали, тут же на экране всплывают чёрно-белые снимки гения, детские космические игрушки, которые Клушанцев конструирует сам. Зритель понимает, что главное в личности режиссёра — он вечный мальчик. И, вероятно, именно это помогло ему сделать то, что до него никто не смог. Эту мысль подтверждает Суслов, анализируя героев фильмов Клушанцева. Они тоже вечные мальчики. Смысл их жизни — познание мира, а главная любовь — космос.

Следущий этап раскрытия личности режиссёра — его изобретения. Рассказывается, что он был прекрасным инженером. Суслов вплетает в канву повествования новаторские изобретения, тем самым показывая богатство его вклада в мировой кинематограф. Зритель видит пожилого Клушанцева, у которого молодые амбициозные американские режиссеры выведывают секреты режиссуры. Очевидно, он гений. Они не смогли разгадать его секрет. Это подчеркивает масштаб профессиональной личности Клушанцева. Создаёт атмосферу величия и в тоже время небывалой грусти. Именно западные режиссёры пришли к нему за идеей, а ему так хотелось бы рассказать обо всём соотечественникам, идейным продолжателям.

С любовью, тревогой и трепетом показываются кадры хроники работы режиссера. Понятно, что для самого Суслова они имеют важное значение. Чтобы подчеркнуть это, используется красивая и грустная мелодия. Зритель видит седовласого мужчину, пожилые руки которого уже не такие быстрые и ловкие, как в молодости, пытаются что-то собрать, но — всё это пропитано необычайным уважением к тому наследию и работе, которая была проделана за долгие годы. Атмосфера грусти, с одной стороны, поскольку режиссера нет в живых, и тревоги — с другой, неясно, кто продолжит его путь, кто сохранит традиции...

Ключевую роль в фильме играет фрагмент из интервью Клушанцева. Сам режиссёр произносит трагедию своей судьбы: «Я принес пользу, а после меня не вспомнили». И становится понятно, чем обоснован выбор грустной музыки в фильме, и в целом, его печальная тональность граничащая с величием. На примере биографии Клушанцева мы понимаем — история влияет на конкретную судьбу человека, и наоборот, как отдельный человек влияет на ход истории. Пусть даже это выяснится намного позже, как в случае с главным героем. Долгое непонимание, ненахождение поддержки своих идей у власти, постоянная борьба за свою мечту сделали этого человека необычайно сильным. Он верил в идею и в себя до конца! К этой мысли нас подталкивают финальные кадры фильма, когда светловолосый мальчик в красной рубашке смотрит в небо и пытается запустить ту саму, сконструированную самостоятельно, ракету в космос, и, кажется, у него получается...


Фильм доступен для просмотра по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=GI6-3BQ3kI8 

Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK