Любовь
я могу вдохновлять
Светить – и никаких гвоздей!
Любовь Фельзингер
Все записи
текст
В гостях у арфы
Как «ММ» в цеха по производству арф ходил
дека арфы, колонна арфы, струны арфы

Сегодня, 8 августа, мне представилась замечательная возможность увидеть, как буквально на глазах рождается один из самых удивительных музыкальных инструментов – арфа. Такой шанс «ММ» и другим представителям прессы подарила фирма Resonance Harps.


Игорь Анатольевич Мартыненко (генеральный директор компании, справа)

Resonance Harps – уникальная компания в постсоветском пространстве, единственный производитель арф как в нашей стране, так и в СНГ. Фирма была основана энтузиастами своего дела – мастерами фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского в 2006 году. По сути, это возрождение еще советских традиций изготовления педальных арф. Именно своей русской душой эти инструменты привлекают иностранных покупателей. Клиенты улавливают эту «русскость» в звуке, в особом подходе к проектированию музыкального инструмента. А вот российские заказчики, напротив, более привередливы в выборе – отечественное производство все еще вызывает недоверие у нашего брата, и зря. Тем не менее, Resonance Harps входит в пятерку лучших фирм в нише по изготовлению арф среди французских, итальянских и американских компаний.



Немного статистики:

  • На изготовление одной арфы – от запуска производства до передачи клиенту – уходит в среднем 3 месяца.
  • Всего Resonance Harps выпускает порядка 50-60 инструментов в год.
  • Средняя продолжительность жизни арфы при правильной эксплуатации – 40-50 лет.
  • Педальный механизм арфы был изобретен в 1801 году Себастьяном Эраром. Эта конструкция до сих пор осталась неизменной.
  • У современной арфы – 47 струн, настроенных диатонически (целыми тонами или полутонами).
  • Вес большой педальной арфы – 37 кг.
  • В цехах Resonance Harps сейчас трудятся всего 20 мастеров. Главные требования при трудоустройстве – техническое образование и умение работать с деревом.
  • Компания изготавливает 3 вида инструментов: для начинающих, концертные и премиум-класса.
  • По мнению руководителей компании, арфа должна стать более доступной для потребителя. Однако сейчас 95% сбыта отправляется на экспорт, за рубеж, где главными дистрибьюторами являются Англия, Чехия и Польша. Минимальная цена за одну арфу – 400 тысяч рублей, в этом году самый дорогой инструмент был продан компанией за 700 тысяч. При сравнении с западными производителями, это действительно гораздо более доступное предложение – у американских и европейских компаний цены достигают 6-7 миллионов рублей за арфу.




Местный токарь

·   Один из самых популярных вопросов – из чего же изготавливают инструмент?


При производстве корпуса используется отечественная древесина. Ее вид зависит от того, для какой части инструмента выбирается материал. Для деки, к примеру, используют резонансную ель, рама и корпус изготовлены из твердого краснодарского клена, также в устройстве присутствуют компоненты бука и березового шпона. Для других деталей применяются нержавеющая сталь, латунь, цветные сплавы, алюминий.

Только струны у инструментов Resonance Harps пока иностранного производства – отечественные разработчики еще трудятся над внедрением импортозамещения. В основном сейчас компании используют английские струны. При их изготовлении используются нейлон, жило и металл.

Чтобы никто не запутался, что у арфы как называется, вот "инструкция":



Конечно, арфы отличаются по своему классу. Для начинающих вполне подойдет инструмент с говорящим названием «Petersburg Petite». Его относительно легкий вес (27 кг) позволяет как проще передвигаться с арфой, так и сделать процесс репетиций более комфортным. Она похожа на инструмент «Etude», но широкая дека дает инструменту более глубокое звучание. А вот концертные арфы премиум-класса – это «Style XXI» и «Perfection». Это уже и другая стоимость, и другая акустика и манера исполнения.



арфа Себастьяна Эрара

А теперь давайте все-таки посмотрим, в каких цехах с собственником компании Андреем Игоревичем Мартыненко мне сегодня удалось побывать.

  • Обработки древесины. Здесь все должно быть понятно: в цехе ведется подготовка и обработка дерева для дальнейшей передачи в арфовый цех.

  • Арфовый цех. В этом помещении мастера уже изготавливают компоненты арф, собирают детали (корпус, колонна, колковая рама, основание), производят предварительную сборку/подгонку. Далее всё передается в лакокрасочный участок.







  • Лакокрасочный участок. Опять же – название говорит за себя, здесь мастера придают инструментам нужный цвет. В этом году, кстати, в тренде лакированный инструмент.





  • Механосборочный цех. Здесь одновременно производится сборка механизмов инструментов, установка и дальнейшие регулировки. Сосредоточенность и скрупулезность требуются максимальные.





Так, шаг за шагом, арфа преодолевает путь от бесформенного куска дерева до уникального по звучанию и форме инструмента. Кстати, клиенты выбирают арфу именно по звучанию, предугадать которое с максимальной точностью практически невозможно. У каждого инструмента при первых щипках музыканта словно появляется своей неповторимый характер, который только покажет себя в дальнейшем. Звуки арфы подобны переливам волн и напоминают о временах, когда этот инструмент еще не считался раритетом или роскошью.

Подробнее с компанией и процессом производства арф можно ознакомиться в этом видео:



Кстати, арфа уже давно является не только академическим инструментом, но и прекрасным дополнением для исполнения рок или даже электронной музыки. У арфы есть не только славное прошлое, но и вполне многообещающее будущее.

Например, солистка этно-группы «Мельница» Хелависа часто использует в своих композициях кельтскую арфу. Это инструмент более миниатюрный, без педали:



P.S. Если кто-то вдохновился и располагает необходимыми средствами, получить музыкальное образование по классу арфы можно в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Вот так вот.

Фото автора.
Всего 2 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Ева Руденко
    12:58   /  09 августа 2017
    развернуть
    Ева Руденко
    Пошла я дальше читать про арфу, и обнаружила еще вот что.

    • Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
    • До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам.
    • Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. (Среди арфистов, кстати, очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.)
    • Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков.
  • Любовь Фельзингер
    14:10   /  09 августа 2017
    развернуть
    Ева, очень интересные факты!
OK OK OK OK
Яндекс.Метрика