Игорь
я могу поступать правильно
Если не я, то кто-то другой. Поэтому, лучше я =)
Игорь Зубов
Все записи
текст

Запах, вкус и пара электродов

"MM" № 6\129 2016, с.54

Утро рабочего дня. Кому-то посчастливится проснуться вовремя без будильника, кого-то ненавязчиво разбудит дорогой человек, а кто-то – я. Будильник прорывается сквозь сон, заставляя содрогаться всем телом, – а это, между прочим, ужасный стресс! И именно для таких ситуаций утонченные французы придумали ароматический будильник.

 

SMS с запахом бекона

Вообще, концепция использования запахов в устройствах не нова, и особенно в сфере развлечений и рекламы. Пробники парфюмерии в журналах, конечно, уже давно никого не удивляют, но показ фильма, который изобилует ароматами, даже сегодня кажется безумной идеей. А ведь еще в 1960 году в Америке пытались запустить проект Smell-O-Vision – во время киносеансов распылять по залу соответствующие сценам запахи. На Бродвейских подмостках духи распыляли уже давно, но Smell-O-Vision предусматривал сложную систему трубочек, которые распространяли запахи непосредственно у кресел зрителей. Причем это производилось централизованно и без участия оператора. Не все шло гладко: трубки шипели, запах был недостаточно ярок для кого-то или появлялся не вовремя. Все эти недостатки не дали Smell-O-Vision развернуться в сетях кинотеатров. Но желание приручить запах с тех пор не убавилось.

 


Самый надежный способ имитировать запах, которого нет, – это вскрыть черепную коробку и бить током в нужные места. Но все-таки в нашем XXI веке приходится довольствоваться базовыми технологиями – флакончиками с жидкостью. Принципиально нового никто не придумал, и, будь то будильник, сообщающий о наступившем утре запахами пекарни, или шлем виртуальной реальности, в котором ты можешь унюхать запах пороха, – везде принцип одинаковый: один или несколько пузырьков с жидкостью, распылитель и простая автоматика для его активации.

А вариации на тему пахнущих маячков есть. Например, уже упомянутый французский будильник Sensorwake. Проект начался на Kickstarter'е в январе 2016 года, и летом создатели обещают отгрузить первую партию. Пока что набор ароматов для мягкого пробуждения ограничен: мята, свежеиспеченный круассан, шоколад, эспрессо, тропические джунгли и океанская свежесть. Одного флакона должно хватить на месяц работы, а потом придется покупать новый. Конечно, банк запахов будет пополняться.



Японский Scentee предлагает другое применение ароматов. Как насчет запаха жареного бекона при получении СМС? А если запахло розами, значит, звонит мама. (Если чем-то менее приятным, то сотрудник банка.) К сожалению, разные запахи на разные уведомления – это пока фантастика, но выбрать один можно без проблем: в устройство, совместимое со смартфонами на Android и iOS, вставляется капсула с ароматической жидкостью, это устройство подключается к аудиоразъему телефона, и, если происходит назначенное событие, смартфон начинает пахнуть. Не очень практично, но весело. Японцам многое простительно!

 


Но настоящим наследником Smell-O-Vision является только один продукт. Точнее, два, но выросшие из одного прототипа. Он называется Feelreal и в зависимости от версии может представлять собой маску, совместимую, скажем, с очками Oculus Rift, или целый шлем, где за трехмерное изображение отвечает смартфон, как в Google Cardboard. В Feelreal реализована все та же система со сменными картриджами, но помимо запахов маска может еще вибрировать и создавать иллюзию ветра благодаря встроенным вентиляторам. Набор ароматов, помимо кофейно-дождевой классики, включает настоящие игровые запахи – пожара, пороха, подземки, завода, бренди и жженой резины. А что еще нужно для счастья, играя в постапокалиптический шутер? Правда, отзывы о продукте противоречивые. Среди недостатков отмечают громоздкость, малое количество емкостей для запахов, ну и главный вопрос – целесообразность. Передать всю гамму запахов игровой среды или фильма точно не выйдет, а если и получится, то дышать воздухом подземелья кажется сомнительным удовольствием.


 

Язык под напряжением

А вот имитация вкуса уже шагнула за пределы смешивания жидкостей. Конечно, самый дешевый и проверенный вариант – химия, учитывая, что все вкусы уже разобрали на составляющие элементы. Соленое, кислое, сладкое или горькое можно почувствовать, разжевав бесцветную пилюлю, – но это все, опять же, давно известно. А будущее находится сейчас в Сингапуре, в Национальном университете, где ученые создали цифровой леденец. Digital Lollipop представляет собой серебряный электрод, который подает переменный ток различной частоты и силы, стимулируя нервные окончания на языке. Это устройство способно заставить чувствовать все четыре основных вкуса.

Похожими разработками занимаются в Нью-Йоркском университете в Абу-Даби. Правда, формфактор тут другой: не леденец, а ложка, которая может менять вкус пищи. Набор вкусов – четыре основных, они выбираются настройками, а точность воспроизведения колеблется от 40 до 83 % (труднее всего сделать содержимое ложки горьким).




Обе разработки пригодились бы в медицине: например, они могут подсластить еду для больных диабетом или усилить ее вкусовые свойства для людей с болезнью Альцгеймера.

Не менее интересна и обратная задача: создать устройство, которое будет понимать вкус. Учитывая все химические и цифровые разработки последних лет, совсем скоро можно ожидать этакий «цифровой язык», который сможет определить, насколько кислые щи стоят на плите и настоящее ли вино в бокале, – это помимо рациональных задач по контролю качества продуктов в куда больших масштабах.

 



Интересен тот факт, что обоняние главенствует над вкусом, – люди, которые не видят еду и не могут распознать ее запах, с большой долей вероятности не определят на вкус, что же они такое жуют. Тем не менее, моделирование запаха не получило принципиального развития. Один из главных барьеров, конечно, – «недоступность» наших обонятельных рецепторов по сравнению с языком: пока ученые кладут под язык серебряные электроды, металлических стимуляторов для носа даже не видно на чертежах. Наверное, проще изменить человеческий нос, но это уже задача для других научных групп. 

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика