Игорь
я могу внимательно слушать
давайте быть добрее друг к другу!
Игорь Корнилов
Все записи
текст

Сквозь землю

В вестибюле стоял сильный шум, земля под ногами дрожала. Одна из стен станции шла трещинами и осыпалась. За падавшими пластами грунта был виден медленно вращающийся гигантский стальной диск с блестящими зубьями и кольцами. Это не эпизод из фантастического фильма – это один из моментов строительства станции «Новокрестовская». Главный герой – десятиметровый проходческий щит с тривиальным названием S-782, в «Метрострое» получивший имя «Надежда». Он создает то, чего раньше в Санкт-Петербургском метро не бывало, – двухпутные тоннели.

      Однажды Марк Брюнель, английский изобретатель французского происхождения, наблюдал за тем, как корабельный червь прогрызает ходы в твердой древесине. Он заметил, что голова червя покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями, – благодаря ей моллюск вбуравливается в дерево и оставляет за собой канал, покрытый слоем выделяемой им гладкой извести. Брюнелю пришла в голову идея, как решить давнюю проблему: проложить подземный ход под Темзой, что до него безуспешно пытались сделать несколько инженеров. Грунт под рекой водонасыщенный и мягкий, поэтому привычный в то время способ рыть тоннели – вручную, с использованием деревянной крепи – не подходил: укрепление свода подпорками было малонадежно, мокрая порода расползалась и грозила обвалами. Брюнель же сначала пробурил около сорока скважин, чтобы исследовать грунт, и решил проложить тоннель ниже, чем его предшественники, – в плотном слое глины. Затем сконструировал проходческий щит – чугунную камеру, состоящую из секций с тремя ячейками, в каждой из которых помещались землекоп и каменщик. Камера передвигалась под землей с помощью ручных домкратов, углубляясь в породу. Пока одни рабочие убирали землю из щита, другие укрепляли свод образовавшегося тоннеля кирпичной кладкой, не боясь обвала. В день щит продвигался вперед едва ли на метр. Река протекала всего на несколько метров выше, и расчеты со слоями грунта оказались неточны, поэтому вода все-таки просачивалась внутрь. Когда рабочие пробурили тоннель до середины реки, щит пришлось замуровать из-за потопа, но через семь лет Брюнель построил новый щит на другом берегу Темзы и завершил начатое. Реализация проекта заняла 17 лет – с 1825 по 1843 год. Вскоре Темзинский тоннель открыли для пеших прогулок под землей, и только в 1865 году его выкупили для строительства железнодорожной ветки. Впоследствии он стал старейшей частью Лондонского метро. 

КОНСТРУКЦИЯ
 проходческих щитов со временем развивалась. У рабочих, дробящих породу, вместо кирок появились отбойные молотки, на смену колесным тачкам пришли ленточные транспортеры. Для преодоления совсем слабых водонасыщенных грунтов стали использовать щит с кессоном – герметичным отсеком. Тоннель позади щита перегораживали переборкой, и в образовавшееся пространство закачивали сжатый воздух, создавая область повышенного давления – 2–5 атм. Такое давление отжимало свободную воду в глубь породы, предотвращая ее поступление в забой. 

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK