В китайском стиле
Сначала о плохом: автомобили китайского производства действительно уступают по качеству европейским и японским машинам. Это факт. В чем это выражается? В отделке дешевым пластиком, очень тонком кузовном металле, время от времени «сбоящей» электронике, слабой ходовой части и проблемах с силовым агрегатом.
К примеру, не так давно я принимал участие в выталкивании популярного и сравнительно недорогого китайского Chery из грязи. Один из «толкальщиков» слишком сильно навалился на крышку багажника, и на ней осталась заметная вогнутость. Общая хлипкость, слабая надежность элементов конструкции проявляется в различных местах – лопается кронштейн крепления генератора, течет радиатор или головка блока цилиндров. Что касается «живучести» ходовой, то здесь также не все гладко: владельцы Chery Amulet жалуются на частые выходы из строя подшипников ступицы, амортизаторов и передних рычагов.
Схожие проблемы проявляются у «одноклассников» – Geely CK и СК2. Тоже слабовата ходовая часть, качество отделки оставляет желать лучшего, масса «детских болезней» – например, залипающие кнопки управления, подтекающий главный цилиндр сцепления, скрип сидений, «грохот» задних амортизаторов и т.д. Передние стойки с завидным постоянством приходят в негодность на первых десяти тысячах пробега. Многие автолюбители жалуются на низкий дорожный просвет (явно не для наших дорог) и плохую управляемость на скорости за 100 километров в час. Безусловно, СК2 – это уже доработанная машина, избавленная от многих недочетов предыдущей модели, но об этом потом.
Еще один популярный в России представитель китайского автопрома – Lifan, а именно модели Breez и Solano. Стоит отметить, что исполнение отделки, да и общее впечатление от автомобилей гораздо лучше, нежели в случае с Amulet и Geely CK. Качество пластика неплохое, но подгонка элементов салона оставляет желать лучшего.
В свое время разгорелся нешуточный скандал по поводу «честно уворованных» «Лифаном» у BMW элементов дизайна. Действительно, приборная панель, стилистика шильдика на «корме», другие детали указывают, что плагиат все-таки был. Такие «заимствования» не редкость, но не это главное. Немного сбивают с толку вроде бы мелочи… но ведь из мелочей состоит наша жизнь. У Breez слишком коротки спинки сидений (по всей вероятности, рассчитаны на китайцев), нет лифта водительского кресла, да и ремни безопасности не регулируются по высоте.
У Solano перепутаны местами тахометр со спидометром… Конечно, со временем привыкаешь, но все-таки! Кнопка рециркуляции воздуха в салоне по умолчанию нажата (поэтому многие новые владельцы жалуются на запотевающие стекла), а шумоизоляция и вовсе отсутствует.
Приблизительно у трети новых авто на пробеге 5–10 тысяч километров передние стойки требуют замены. Резиновые уплотнители на дверях «дубовые», поэтому, закрывая двери, хлопать нужно от души. Соответственно, вскоре появляется люфт в дверных петлях. Двигатель в 1,6 литра для Solano откровенно слаб.
Что касается внедорожников, то среди китайских производителей первенство уверенно держит Great Wall. Одна из самых популярных моделей этого автоконцерна – Great Wall Hover. В январе текущего года в Москве была представлена его новая генерация – Hover H5; предыдущие версии хорошо известны в России.
Из недостатков можно отметить частые выходы из строя механизма стеклоочистителя, сбои в работе сцепления (оно требует постоянной регулировки), быстро проявляющуюся скрипучесть. Из серьезных проблем – поломки турбины на дизельных вариантах, слабое лакокрасочное покрытие (и это у внедорожника!), общую жесткость подвески, быстро выгорающий пластик, невысокое качество отделки салона, скорый износ коробки переключения передач.
Отдельно хочется указать на слабую устойчивость китайских автомобилей к коррозии. Приобретая «китайца», первое, что следует сделать, – это позаботиться о хорошем антикоррозионном покрытии.
Great Wall Peri: внедорожник по-китайски
Но, несмотря на длинный перечень «болезней», у китайских автомобилей имеется масса почитателей.
Во-первых, потому что отечественные автомобили также не радуют безотказной работой. А во-вторых, если взять статистику поломок и обращений в сервисные центры новых реализованных китайских и отечественных машин в течение первого года их эксплуатации, то сравнение будет не в пользу родного производителя. Не говоря уже о том, что наш автопром даже не приблизился к выпуску таких авто, как китайский FAW Besturn, вполне соперничающий с Toyota Camry и другими машинами этого класса.
Чем покоряют китайские автомобили, так это сочетанием цены и качества комплектации. Chery Amulet в самом дорогом варианте практически может соперничать с лучшей продукцией «АвтоВАЗа», но укомплектован куда лучше. То же касается Geely и Lifan.
Мне кажется, что наш устоявшийся подход к китайским автомобилям не совсем адекватен. Тестам и сравнению, как правило, подвергаются только самые недорогие модели. И мы редко даем оценку событиям в китайском автопроме на фоне общемировых тенденций в этой области.
На днях мне довелось выезжать за город, в лес на Suzuki Grand Vitara – машина в эксплуатации всего неделю. Путь пролегал по проселочной дороге и лесной просеке, пару раз авто пришлось подталкивать. Так вот: хлипкость кузовного металла очень даже чувствуется. И это в жестком, трехдверном варианте исполнения. Апогеем поездки стал отказ электроники: загорелась надпись «Требуется обслуживание ESP», засветилась половина табло и отказали все блокировки. Вот вам и «японец».
Что касается продукции все того же ВАЗа, то редко какой автомобиль не требуется «доводить» после покупки. Другой вопрос, что в нашей стране понятие сервиса и выполнения гарантийных обязательств имеет настолько размытые границы, насколько это вообще возможно. И основная причина негатива по отношению к китайским авто, возможно, скрыта здесь.
По статистике, владельцы недорогих китайских машин в подавляющем большинстве на пробеге 10–20 тысяч километров сталкиваются с проблемами и вынуждены обращаться в сервисные центры. Замене подвергаются ремень генератора, различного рода уплотнители, запчасти ходовой. Также часто отказывают элементы электрооборудования. При наличии запчастей все проблемы устраняются довольно быстро, но как правило, приходится ждать решения вопроса месяцами.
Еще один момент, который ставят в минус китайским автомобилям, – низкая безопасность. Результаты многих краш-тестов повергают автолюбителей в шок. Но и тут мы забываем, что отечественные автомобили проходят такие испытания не лучше. А присутствием систем активной безопасности ABS и EBD не может похвастаться практически ни один из отечественных автомобилей, тогда как у «китайцев» их наличие чуть ли не закон.
Сегодня автомобили китайского производства продаются практически по всему миру, и экспансия их продолжается. Китайские автоконцерны серьезно настроены на развитие сегмента экологичных авто. Кроме того, они все реже обращаются к плагиату и все чаще представляют по-настоящему собственные разработки (или же приобретают лицензии на выпуск).
Но самое приятное то, что автопром Поднебесной очень быстро учится. Год от года качество становится выше, устраняются недочеты и ошибки. Конечно, «народные» китайские автомобили пока еще производятся на уровне ширпотреба, но тенденции к улучшению заметны.
Выбор российских автолюбителей в отношении китайских автомобилей нельзя назвать очевидным: все зависит от требований, предъявляемых к машине. Если вы планируете эксплуатировать авто постоянно, в жестких условиях, и бюджет ваш ограничен – скорее всего, следует воздержаться от покупки китайского автомобиля. Во всяком случае – пока.
Если же машина «запланирована» для поездок в городском режиме и вояжей по сравнительно хорошим дорогам, а под боком у вас авторизованный автосервис, покупка «китайца» не такое уж рискованное решение. Особенно в сравнении с тем, что вы получите за потраченные деньги у ближайших конкурентов. Как говорил Генри Форд, «лучший автомобиль – это новый автомобиль». Поэтому, колеблясь между новым «китайцем» и 10–15-летним «японцем», выбирайте первый.
Несколько советов тем, кто решился купить китайский автомобиль, не помешают (оговоримся: речь идет только о покупке новой машины у официального дистрибьютора и никак не иначе; любое приобретение авто «с рук» – огромный риск потратить деньги на проблемную машину):
- перво-наперво проверьте документы: VIN-код и номера шасси должны совпадать с указанными в паспорте. На всех стеклах машины должны стоять одинаковые маркировки;
- перед тем как завести двигатель, проверьте уровень масла в картере и его цвет – масло должно быть светлым. Обратите внимание на наличие жидкости в бачке омывателя, на пробег (на спидометре), на работу всех приборов и индикаторов – она должна быть безупречна;
- не лишним будет заезд на эстакаду или подъемник. Как правило, со стороны днища «вылезают» многие неприятности – в виде незатянутых болтов, вмятин, коррозии;
- обязательно закажите тест-драйв и посмотрите, как ведет себя автомобиль на скорости за 100 км/ч;
- проверьте работу всех систем – от «габаритов» до климат-контроля;
- внимательно осмотрите кузов на предмет царапин. Неплохо бы воспользоваться прибором для определения толщины лакокрасочного покрытия (во время доставки автомобиль могут «слегка» повредить, а по прибытии в пункт назначения просто подкрасить);
- не верьте на слово представителям автосалонов – никаких «потом» и «да на сервисе вам это сделают бесплатно»! Машина должна быть в идеальном состоянии, без пробега и полностью укомплектована;
- не ведитесь на объяснения в стиле «к нам они такими поступают». О комплектности можно узнать у генерального дистрибьютора или на сайте производителя.
И последнее: приобретение авто, особенно китайского, всегда лотерея. Поэтому верьте, что вам повезет, но не забывайте: как вы относитесь к машине, так она вам и послужит.
Технологии
Машины и Механизмы