Углубляясь в недра: история бурения скважин
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Бурение скважины начинается с ее проектирования. В России это делают в специализированных проектных институтах, с которыми компании-операторы месторождений заключают договор. За рубежом конструкцию рассчитывают инженеры нефтяных компаний, соблюдая при этом и внутренние стандарты оператора, и требования технадзора страны. Стандарты основаны на предельных нагрузках и давлениях, которые может испытывать скважина на разных этапах строительства и эксплуатации:
представляет собой приблизительно такой же процесс. Самое сложное – глубоководное бурение с плавучих установок и буровых кораблей: на подобные проекты приглашаются лучшие специалисты отрасли, так как технология сложна, а цена ошибки очень высока (печальным примером служит недавняя катастрофа
в Мексиканском заливе). Стоимость работы буровой установки зависит от локации: на суше от 20 000 долларов в день, на море – и до 500 000 долларов. С учетом того что некоторые скважины строятся по несколько месяцев, затраты нефтяных компаний на бурение очень велики.
праздников и выходных, поэтому на буровой постоянно находятся две смены (работающие по 12 часов, вахтами по 2–4 недели). Одновременно может быть задействовано от 10 до 30–40 рабочих и инженеров – в зависимости от сложности работ, климата и локации. Разумеется, для такой работы нужно обладать не только техническими знаниями и навыками, но и определенными психологическими качествами – долгое время находиться далеко от дома в компании одних и тех же людей, работая минимум по 12 часов в день, под силу не каждому! Хотя современные буровые, конечно, оснащены доступом в Интернет и телефонами для связи с «большой землей».
пробурив на Сахалине скважину длиной 12 345 м. В обоих примерах говорится «длина», так как в этих скважинах пробурен продолжительный горизонтальный участок – соответственно, их глубины по вертикали существенно меньше нашей Кольской. Поэтому с точки зрения достижения определенных отложений земной коры
российский рекорд по-прежнему не побит. Иными словами, Кольская скважина уже не самая длинная, но по-прежнему самая глубокая. Печально, что этот выдающийся проект был закрыт из-за недостатка финансирования в 90-е годы, и сейчас уникальная сверхмощная буровая ржавеет, а скважина законсервирована.
основных типа долот – шарошечные (с вращающимися конусами – шарошками, на которые наплавлены вставки-зубья) и матричные (без вращающихся частей, но с резцами из твердых сплавов или алмазов на лопастях). Есть также множество долот специального назначения для аварийных операций в скважине. Бурение начинается долотом наибольшего диаметра – на суше это чаще всего 394 мм, на море может быть до двух раз больше. Следующую секцию бурят долотом меньшего диаметра, далее – еще меньшего, и так до последней секции, которая вскрывает продуктивный (нефте- или газонасыщенный) пласт. Диаметр последнего участка обычно составляет 216 мм.
Таким образом, скважина напоминает телескопическую трубу с наибольшим диаметром у поверхности (на устье) и наименьшим – на забое.
Долото спускают в скважину на бурильных трубах из стали или алюминия, каждая труба около 10 м длиной и диаметром 89–140 мм. Свинченные друг с другом по две-три штуки, трубы образуют «свечи» примерно 30 м длиной – это ускоряет их спуск и подъем (процессы довольно продолжительные и трудоемкие). По мере углубления скважины добавляются все новые и новые трубы, пока не будет достигнута проектная глубина. Непосредственно над долотом установлены утяжеленные толстостенные бурильные трубы – для создания необходимой нагрузки и жесткости. Один погонный метр такой трубы весит более 100 кг (в зависимости от диаметра). Соединенные между собой трубы образуют бурильную колонну. С учетом того что глубина скважин доходит до нескольких километров, бурильную колонну можно представить себе как иголку, подвешенную на длинной нитке: долото с утяжеленными трубами – это жесткая часть, то есть иголка, а бурильные трубы – гибкая (нитка). Кстати, именно относительная гибкость бурильных труб и позволяет строить наклонно-направленные и горизонтальные скважины.

Шарошечное долото
После бурения каждой секции бурильные трубы и долото поднимаются на поверхность, а в скважину спускаются обсадные трубы чуть меньшего диаметра, чем пробуренный интервал. Пространство между стенками скважины и обсадной колонной заливают цементным раствором: этот процесс называется креплением скважины. При этом цементируются вскрытые горные породы, предотвращается переток пластовых жидкостей, а конструкции придается жесткость и герметичность. После бурения следующей секции процедура повторяется.
в скважину и далее транспортируются на поверхность (с помощью погружного насоса, станка-качалки или самотеком под давлением). На поверхности скважины обвязываются в манифольды – трубопроводы, по которым нефть или газ транспортируются на пункт сбора и подготовки.
Технологии
Машины и Механизмы