Ученые СПбГУ вычислили условия стабильной работы систем для синхронизации навигаторов и устройств связи


Принцип работы систем фазовой автоподстройки, сферы их применения и авторы исследования. Источник: Николай Кузнецов, пресс-служба СПбГУ
В современных электронных устройствах —
от GPS-навигаторов и смартфонов до приборов спутниковой связи
и медицинского оборудования — широко используются системы фазовой
автоподстройки частоты. Это электронные схемы, которые можно сравнить
с дирижером в мире радиосигналов. Их основная задача —
синхронизировать частоту и фазу сигнала, поступающего на устройство
(например, для GPS‑навигатора таким «дирижером» выступает сигнал
со спутника), и сигнала, генерируемого непосредственно
на устройстве.
Это необходимо, поскольку навигатор получает данные с небольшой
задержкой, но ошибка даже в одну микросекунду дает погрешность
определения местоположения в 300 метров. Когда же автоматические
системы подстраивают частоты навигатора и спутника, задержка исчезает,
а значит, местоположение определяется точно.
Однако до сих пор оставалось не до конца понятно, при каких
условиях системы фазовой автоподстройки частоты еще работают стабильно,
а когда начинаются сбои. Основная сложность заключается в том,
что поведение таких систем зависит сразу от нескольких
параметров — полосы удержания, полосы захвата и полосы быстрого
захвата.
Полоса удержания — это максимальная разница частот, при которой
система может поддерживать синхронизацию. Полоса захвата —
это максимальная разница, при которой система может войти
в синхронизацию из несинхронизированного состояния. Полоса быстрого
захвата — это максимальная разница, при которой система
переходит в синхронизированное состояние практически мгновенно, без
задержек. До настоящего момента не существовало точного
математического описания условий, при которых значения всех трех
параметров совпадают, — эта проблема известна
как «задача Витерби».
Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета
и Института проблем машиноведения РАН, основываясь на строгих
математических определениях полос удержания, захвата и быстрого
захвата, вывели формулы, описывающие состояние системы,
при котором эти три параметра совпадают.
Для этого исследователи с помощью математических инструментов
(в частности, функций Ляпунова, используемых для исследования
устойчивости решений дифференциальных уравнений) проанализировали модельную
систему фазовой автоподстройки частоты.
Санкт‑Петербургский университет совместно с индустриальными
партнерами создаст лабораторию, которая будет названа
в честь выдающегося российского математика и механика, выпускника
Университета Александра Михайловича Ляпунова (1857−1918).
Расчеты позволили определить условия совпадения полос удержания, захвата
и быстрого захвата, а также разработать новые точные формулы
для вычисления диапазонов стабильности и доказать, что многие
используемые в инженерной практике приближенные оценки могут приводить
к ошибкам и потере синхронизации. Полученные аналитические результаты
подтвердили с помощью компьютерного моделирования.
Как отметил первый автор исследования, заведующий кафедрой прикладной
кибернетики СПбГУ Николай Кузнецов, проведенное исследование позволит
усовершенствовать системы синхронизации в ряде ключевых областей.
Во-первых, в спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС), где ошибка
синхронизации даже в наносекунды приводит к метровой погрешности
позиционирования. Во-вторых, в системах мобильной связи 5G/6G, где
требуется точное согласование тысяч базовых станций. И в‑третьих,
в синхронизации датчиков автономного транспорта, где рассинхронизация
может привести к аварийной ситуации.
«Применение строгих математических подходов для проектирования систем
фазовой автоподстройки позволяет не только существенно уточнить границы
применимости таких схем в практических приложениях,
но и приводит к изобретению и патентованию принципиально
новых блок‑схем фазовой синхронизации. Актуальность этих работ связана
с программой импортозамещения в российской электронике и широким
спектром инженерных приложений», — рассказал член-корреспондент РАН,
профессор заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ, заведующий
лабораторией информационно-управляющих систем ИПМаш РАН Николай Кузнецов.
Ученые планируют применить полученные результаты к анализу более сложных
нелинейных систем фазовой автоподстройки частоты, включая модели
с JK-триггером — устройством, используемым в вычислительной
технике для организации компонентов вычислительных систем, например
регистров, счетчиков и процессоров, — а также трехфазные модели,
активно используемые в электроэнергетике.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nonlinear Dynamics.
Технологии
Машины и Механизмы