мы можем подготовить востребованных специалистов
Политех – это пространство творчества, где рождаются личности
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Все записи
текст

Ученые Пермского Политеха разработали установку для детального изучения новых видов топлива

Сегодня активно изучается новый тип горючего материала – гранулированное топливо. Рассматривается его применимость для разных энергетических установок и сравнивается с другими видами топлива. Но пока что особенности использования инновационного горючего изучены в основном в теории. Ученые Пермского Политеха разработали экспериментальную установку, которая позволяет на практике исследовать систему подачи гранул в камеру сгорания ракетных и прямоточных двигателей.
Ученые Пермского Политеха разработали установку для детального изучения новых видов топлива

Достоверная имитация всего процесса, поможет качественно определять оптимальные характеристики истечения топлива и параметры устройства регулирования его расхода.

Особенность нового гранулированного топлива в том, что оно обладает свойствами и жидкого, и твердого горючего. В двигателе оно находится в форме гранул и подается в камеру сгорания совместно с ожижающим газом, поэтому обладает текучестью и возможностью регулирования расхода. Но при неработающем двигателе не насыщается газом и остается твердым.

Сам процесс его подачи в камеру сгорания и возникающий при этом режим критического истечения пока недостаточно изучены. Этот показатель отслеживает величину отношения давлений на входе и выходе сужающегося канала, через который поступает жидкость. Критическое истечение порошково-газовой смеси не позволяет возмущениям в камере сгорания передаваться в бак, что безопасно для топлива.

Исследование всей механики движения порошково-газовой смеси необходимо для расчетов и прогноза дальнейшей работы двигателя в целом. Но на сегодняшний день она описывается лишь теоретически через систему уравнений. Это не позволяет в полной мере изучить физический процесс критического истечения гранулированного топлива, так как некоторые коэффициенты (объемная поверхность частиц, коэффициент извилистости, диаметр газовых пор) невозможно определить аналитически, а также не учитывается трение фаз гранул о стенки канала.

Ученые Пермского Политеха решили эту проблему, разработав экспериментальную установку, которая обеспечивает наиболее полную имитацию подачи гранулированного топлива и других порошкообразных горючих в камеру сгорания реактивных двигателей. Это позволяет качественно изучить процесс их подачи и количественно определить оптимальные геометрические и газодинамические параметры расхода.

Экспериментальная установка. Фото: пресс-служба ПНИПУ

Наша установка и ее элементы запорно-регулирующей арматуры обеспечивают герметичность, имеют системы дренажа давления и возможность легкой и безопасной замены вышедших из строя деталей. Также она снабжена аппаратным комплексом для контроля состояния элементов на протяжении всех исследований. Он позволяет управлять состоянием установки, измерять, передавать, обрабатывать и хранить рассчитанные параметры экспериментов для оперативного анализа полученных результатов исследований, – объясняет младший научный сотрудник кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ПНИПУ Григорий Доткин.

Топливный бак системы подачи с узлом регулирования расхода. Иллюстрация: пресс-служба ПНИПУ

Установка политехников состоит из баллона с инертным газом (азотом) высокого давления, коллектора, топливного бака с поршнем, порошком и устройством регулирования расхода, приемной емкости, запорно-регулирующей арматуры и управляющей программы. Для контроля эксперимента встроены датчики давления, расходомер газовый и датчик измерения перемещения поршня, сигнал которых приходит на контроллер и переводится в значения физических величин, а далее передается на автоматизированное рабочее место (ноутбук).

Такая конструкция для анализа критического истечения порошковых материалов позволит проводить эксперименты по определению дроссельных характеристик двигателя (зависимость основных данных и параметров двигателя от расхода топлива), удельных расходов газа и гранул в зависимости от геометрии форсунок, а также зависимости критического отношения давлений, – рассказывает доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ПНИПУ Владимир Малинин.

Разработанная установка ученых Пермского Политеха дает возможность экспериментально детально исследовать процессы подачи гранулированного топлива в камеру сгорания и качественно определять необходимые параметры для оптимальной работы двигательной установки.

Статья опубликована в журнале «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника». Исследование проведено в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».


Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK