Ученые Пермского Политеха и ИПНГ РАН решили проблему высокой стоимости подводных нефтехранилищ
Конструкции резервуаров. Иллюстрация: пресс-служба ПНИПУ
Мелководные месторождения на континентальном шельфе уже достаточно
исследованы и разработаны, большинство доступных ресурсов извлечено, и дальнейшие
работы по добыче становятся дороже и сложнее. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению
производства морской нефти в крупных глубоководных и арктических проектах. Использование
подводных насосов, глубоководных буровых установок и специальных технологий
позволяет эффективно извлекать нефть из сложных месторождений. Но природная
среда Арктики (включая ее шельф) долго восстанавливает экобаланс после
техногенных воздействий, соответственно, такое производство несет высокие риски.
Необходимо стремиться к созданию инновационных технологий, предотвращающих
негативное воздействие на окружающую среду.
Одно из решений – применение подводных нефтехранилищ. Традиционно сырая нефть хранится на морских платформах до выгрузки на танкер или трубопровод для транспортировки на берег. Этот метод приводит к увеличению веса и размеров платформы, что влечет за собой повышение стоимости. Помимо всего, для обслуживания инфраструктуры требуется постоянный морской персонал. Альтернативным и менее дорогостоящим методом хранения нефти может стать подводный резервуар, расположенный на морском дне.
– Влияние на массогабаритные (вес и размер) параметры оказывают условия
эксплуатации, устойчивость и прочность, технология изготовления резервуара, транспортировка
и установка на морское дно, а так же экономический фактор. Рациональная
конструкция должна обеспечивать оптимальное соотношение между объемом хранения
и затратами на проектирование и эксплуатацию, – пояснил
Сергей Чернышов, доктор технических
наук, заведующий кафедрой «Нефтегазовые технологии» ПНИПУ.
Ученые Пермского Политеха и ИПНГ РАН рассчитали параметры нефтехранилищ
на примере различных широко используемых конструкций подводных резервуаров.
– В подводном нефтехранилище для предотвращения контакта нефти с водой и уменьшения толщины нежелательного слоя эмульсии используются мембраны. Они устанавливается внутри оболочки хранилища, обеспечивая надежную изоляцию и защиту от коррозии. Анализ показал, что применение гибких мембран позволяет снизить толщину стенки и габаритные размеры, а также уменьшить массу конструкции, – прокомментировал Сергей Попов, доктор технических наук, заведующий лабораторией ИПНГ РАН.
– Вес шести подводных резервуаров Kongsberg (с гибкой мембраной) суммарным
объемом 120 000 м3 составляет всего лишь 1541 тонны. Это в 5,18 раз
меньше, чем в случае с конструкцией М.С. Сонина. А вес 12 подводных резервуаров
NOV составляет 2372 т, что в 3,37 раз ниже. Предпочтительными объемами будут
обладать подводные хранилища вместимостью от 10 000 до 20 000 м3, – дополнил Вадим Земляновский, инженер ИПНГ
РАН.
Текущие результаты анализа ученых ПНИПУ и ИПНГ РАН демонстрируют
зависимость массогабаритных показателей от включения гибких мембран в
конструкцию нефтехранилищ. В дальнейшем планируются исследования проблемы
осаждения парафина в подводных резервуарах при понижении температуры сырой
нефти в окружающую морскую воду. Осажденный воск может либо оставаться в сырой
нефти, либо выпадать в виде слоя, прилипая к внутренним стенкам резервуара.
Статья опубликована в журнале «Безопасность
труда в промышленности» за 2024 год.
Технологии
ПНИПУ