Тяговый накопитель энергии для локомотива ЭМКА2 получил право на серию
Современные ионно-литиевые накопители энергии, разработанные Группой компаний «ТехноСпарк» для первого в истории российского транспортного машиностроения гибридного маневрового электровоза ЭМКА2, успешно прошли приемочные испытания. Экспертная комиссия, включающая представителей РЖД, Новочеркасского завода электровозов, «Трансмашхолдинга», компаний «Приводная техника», КСК СП и ВЭлНИИ, отметила соответствие заявленным характеристикам и предложила начать серийное производство накопителей НЭ-288-870.
Тяговый накопитель, который устанавливается на локомотив, имеет номинальную емкость 288 ампер/часов и полезную энергоемкость в начале срока его эксплуатации не менее 200 кВт·ч. Он состоит из двух электросекций и имеет массу не более 3800 кг. Разработчики обещают, что в зависимости от условий эксплуатации его срок службы может достигать 10 лет. Особенностью накопителя является его высокая устойчивость к низким температурам, позволяющая батареям работать при -40 °С.
«Накопитель и тяговая система ЭМКА2 позволяют без подключения к контактной сети провести состав массой до двух тысяч тонн на расстояние до 14 км. Локомотив без поезда способен пройти за счет питания от батареи до 100 км. Замена дизельных маневровых тепловозов на ЭМКА2 не только снизит уровень выбросов и акустического загрязнения на вокзалах и железнодорожных депо. Сократятся и текущие эксплуатационные расходы – до 60%», – рассказал лидер направления накопления энергии Дмитрий Тарасов.
По словам разработчиков, накопитель соответствует всем нормам безопасности. В его конструкции применены нетоксичные, трудногорючие и взрывобезопасные материалы. В конструкции имеются концевые выключатели и визуальная индикация наличия напряжения на накопителе. Элементы системы пожарной сигнализации и пожаротушения интегрированы в общелокомотивную систему пожаротушения.
Локомотив ЭМКА2 предназначен для работы в депо и на пассажирских вокзалах крупных станций, где по экологическим соображениям нежелательно использовать дизельные двигатели. Он также может использоваться на внутренних сетях промышленных предприятий. Электровоз имеет возможность работать от контактной сети или бортового накопителя энергии, заряжаясь от контактной сети через стандартные токоприемники 3 кВ или от других источников электроэнергии. Для работы локомотива не требуется специальная зарядная инфраструктура. Маневровый электровоз создан впервые в практике российского транспортного машиностроения. В СССР серийно выпускались два локомотива такого класса – ВЛ41 (в 1963–1964 гг.) и ВЛ26 (в 1966–1967 гг.). Такие локомотивы станут первыми серийными машинами в России, их создание – продолжение тренда на электродвижение, который мы наблюдаем во всех секторах экономики.
Полученные сертификаты подтверждают, что гибридный локомотив ЭМКА2 и тяговый накопитель НЭ-288-870 соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза. Они дают право на их серийный выпуск и эксплуатацию на территории Евразийского экономического союза.
Серийное производство локомотива ЭМКА2 и накопителя НЭ-288-870 намечено на 2025 год. В парк РЖД должен поступить 131 локомотив в течение шести лет после приемки первой машины.
Технологии
Яна Юрова