Протез мозга
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Естественно, по мере возможности хотелось обеспечить и оперативный доступ к этой самой информации, не жить же теперь среди тлеющих от времени страниц! В конце XVIII века уважающий себя европейский аристократ не отправлялся в путь без дорожной библиотеки в чемоданчике: не для развлечения, а чтобы постоянно иметь возможность навести справку и не ударить в грязь лицом перед себе подобными. Чем не прототип флешки или мобильного Интернета? Современный человек в своем технологическом развитии лишь исполняет мечты людей, живших до него. Но сталкивается с проблемами, о которых они даже не подозревали. Когда стремление к максимальному запоминанию встретилось с компьютерной мощью, стало очевидно, что наша память – не просто чердак, где валяются факты и концепции. То, что мы помним и забываем, определяет наш образ мышления, степень взаимопонимания и способность к созданию нового.


О! И самое важное. Если твоя задача – получить из книги конкретную информацию, тебе незачем читать вслух и собирать вокруг себя народ. Только в середине второго тысячелетия появляется индивидуальный читатель. Он впервые оказывается с книгой один на один.
Апофеоз разнузданного распространения знаний наступает в XV веке. Примерно в 1452–1455 году Иоганн Гутенберг печатает свою 42-строчную Библию. И понеслась!
Не будем обманывать себя: процессы, описанные выше и длившиеся веками, никогда не касались всех людей. Во-первых, официальная культура – всегда прерогатива элит. Большая часть населения Европы и России до начала-середины XX века оставалась неграмотной. Помилуйте, какой Достоевский? Во-вторых, против природы не попрешь: способов восприятия информации существует множество. Леонардо да Винчи энное количество трудов посвятил рассуждениям о превосходстве живописи перед поэзией – типичный визуал. Интересно, что бы сказала ему учительница российской средней школы по поводу его небрежения к Толстому?
Мы не шагаем дружным строем. И если говорим о коллективном образе мышления, то лишь как о доминирующем и никогда – как о единственном. Условно, «клиповость» как способ восприятия существовала всегда. Но если ты, родившись с ней, рос в образованном обществе, тебя перевоспитывали, как переучивали левшей, а если в необразованном, то всем вообще было все равно. Пахать можешь? Годен.
Самый же разгар вечеринки пришелся на начало XX века. Авангардисты сбрасывают классиков линейного текста с корабля современности, а в моду входит кинематограф. Клиповость смысловая накладывается на визуализацию. Их детищем становится монтаж. Если для вас это лишь метод работы с видеорядом, очнитесь! Это наш нынешний способ мышления. К сведению, в некоторых кинотеатрах в 1907–1908 годах существовала должность «объясняющего». Пока немые герои под звуки пианолы страдали, любили или поливали друг друга из шланга, человек перед экраном пояснял зрителям, что они сейчас видели. На заре киноискусства консервативному наблюдателю еще надо было понять, что человек, которого он только что видел анфас и который теперь стоит к нему спиной, – один и тот же. С распространением ТВ мы полностью адаптировались к такой манере подачи.
Вхождение в нашу жизнь компьютерных технологий сконцентрировало проблемы восприятия в одной точке. Во-первых, появились универсальные носители, которые могли равно успешно хранить текст, изображение, видео и аудио. Во-вторых, объемы машинной памяти быстро переплюнули наши возможности запоминания. В-третьих, впервые появилась потребность передавать информацию не человеку, а машине, переводя ее на понятный «железу» язык.
Двоичный код, на котором «говорят» сегодня все компьютеры, не был придуман специально для этих целей. Двоичная системы счисления была полностью описана Готфридом Лейбницем еще в XVII веке. Но принцип «да/нет», «есть сигнал/нет сигнала» или в общем смысле «логическая единица/логический ноль» додумался использовать для программирования человек, от математики весьма далекий. Жозеф Мари Жаккар был сыном ткача и изобретателем. Его проблемой была автоматизация плетения сложных узорчатых тканей. Чтобы объяснить станку, какие нити и в каком порядке нужно поднимать и опускать, он придумал перфокарту. Кусочек картона после каждого прохода челнока давил на стержень, с которым была связана нить основы. Нет отверстия – нить опускается, есть – стержень остается в покое.
Когда этот несложный принцип объединили с двоичной системой счисления, в которой можно кодировать информацию, получились первые перфокарты для ЭВМ. Конечно, ткацкий станок и вычислительные машины 1980-х годов разделяет пропасть исследований и доработок, но главное было сделано: машина стала понимать человека.
Отбор необходим еще и потому, что существует порог восприятия, за которым информация превращается просто в шум. Как выглядит информационная картина дня современного человека? Путин, оппозиция, Обама, террористы, взрыв, вторая сцена Мариинки, Ирак, день борьбы с апартеидом, запустили спутник, британские ученые доказали, в Воронеже открылся фестиваль деревянной ложки, ваши зубы будут белее, снова взрыв, опять Путин… Стоп! Вы что-нибудь поняли? Я нет. И разобраться с каждым явлением в отдельности не смогу за всю жизнь. Боюсь, что воронежским фестивалем придется пожертвовать. И не только им.
Тотальная гипермнезия, попытка запомнить все, грозит полной амнезией. В рефлексологии есть термин «выученная беспомощность» – ее-то все чаще и диагностируют у нас с вами. Первоначально феномен был описан при экспериментах на собаках. Животных били током, лишая возможности сдвинуться с места и избежать боли. Через какое-то время, даже будучи освобожденными, страдальцы терпеливо сносили разряды, не пытаясь спастись. На уровне рефлексов они знали, что это бесполезно. Так и мы, день за днем наблюдая за событиями, в причинах которых даже не успеваем разобраться, делаем вывод, что мы в принципе ни на что не влияем. Путин? Выборы? Опять война? Ну, что поделать… Пойду кофе попью.
Когда люди в массе своей перестали зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом, появился фитнес. Пришла пора придумать нечто подобное для мозгов.
Технологии
Наталья Нифантова