Полёты понарошку: для чего нужны искусственно сгенерированные данные в аэрокосмической сфере
Невозможное возможно
Применение «синтетики» в авиации практически неизбежно, так как получение реальных данных в этой отрасли почти всегда крайне затруднено. Например, где набрать тысячи различных вариантов режима работы авиационного двигателя для обучения нейросети? Ни один заказчик не предоставит столько данных с реального испытательного стенда.
Первая, наиболее широкая область применения синтетических данных — создание виртуальной среды полётов для беспилотников, что очень сильно упрощает процедуру введения и эксплуатации новых типов систем управления.
Для настройки алгоритмов в рамках полётного режима (например, наведения на место посадки) проще и дешевле сгенерировать данные, чем подвергать риску опытное воздушное судно.
— Возьмём для примера автономную навигацию на основе компьютерного зрения. Перед беспилотником стоит задача найти человека в лесу. В реальности БЛА может лететь по прямой линии и заметить, как сбоку мелькнуло что-то, похожее на куртку. Чтобы в таких случаях безошибочно определить человека, необходимо настроить систему навигации: аппарат должен развернуться и полететь в ту сторону, где есть что-то, связанное с объектом поиска. Естественно, при этом он не должен столкнуться с препятствием, например, с деревом. Отработать такой режим в реальной жизни с первого раза невозможно, и даже с десятого раза это проблема. И здесь приходят на помощь синтетические данные, которые дают огромный разброс вариантов, как может выглядеть изображение человека в зависимости от того, как двигается аппарат и меняется угол зрения камеры, — отметил эксперт.
На страже безопасности и качества
Ещё одна важная область применения синтетических данных в аэроскосмической сфере — техническое обслуживание самолётов и дефектоскопия.
В ходе эксплуатации воздушного судна очень важно своевременно узнавать о том, какие узлы и детали подлежат замене, чтобы исключить вероятность выхода их из строя в полёте. Здесь синтетические данные позволяют накопить статистику по износу того или иного элемента, чтобы в дальнейшем искусственный интеллект мог сделать прогноз о времени его замены. Такие процессы можно осуществлять, в частности, на цифровом двойнике авиационного двигателя: принудительно очень сильно изнашивать его на разных режимах работы, чтобы точно определить его ресурс. Данные же по режимам работы двигателя генерируются синтетически на основе реальных.
В рамках опытного производства в России уже делаются попытки проводить при помощи искусственного интеллекта дефектоскопию лопаток авиационных двигателей. Умная камера, которая отслеживает наличие царапин, неровностей и прочих дефектов, также обучена при помощи синтетических данных. Иначе бы потребовалась детальная съёмка десятков, а то и сотен тысяч забракованных реальных лопаток.
Прогнозы и перспективы
Ещё одно перспективное направление применения синтетических данных — дистанционное зондирование
— Пока синтетические данные используются в аэрокосмической сфере в опытном формате. Это объясняется тем, что в авиации очень высокие требования к безопасности и качеству, и нужно больше времени для адаптации к технологиям искусственного интеллекта. Ряд авиационно-космических конструкторских бюро в нашей стране уже активно использует синтетические данные, но это закрытые работы. Думаю, уже лет через десять использование такого рода инструмента будет вполне распространённым явлением, — заключил Вадим Кондаратцев.
Фото: пресс-служба МАИ
Технологии
МАИ