Новый регулятор двигателей сделает авиаперелёты более безопасными
Эксплуатация газотурбинных авиадвигателей требует непрерывного контроля целого ряда параметров. Для этой цели сейчас используются селективные регуляторы, которые корректируют параметры при их отклонении от нормы. При этом регуляторы такого типа обладают весьма низкой точностью, а при их долгом использовании элементы двигателей быстро изнашиваются.
«В процессе эксплуатации требования к характеристикам двигателей могут изменяться. Если регулятор рассчитан на одни параметры настроек, то со временем он будет хуже справляться со своей задачей. Такой механизм требует постоянной коррекции заложенных алгоритмов, что увеличивает цену его обслуживания. Наш регулятор более адаптивен, он «приспосабливается» к изменяющимся условиям внешней среды, что делает его универсальным средством управления», — рассказывает один из разработчиков, аспирант кафедры «Автоматика и телемеханика» электротехнического факультета Пермского Политеха Сергей Сторожев.
Новая разработка основана на аналитике так называемых входных переменных — сигналов, поступающих с датчиков. Выходными переменными считаются сигналы контроля температуры и частоты вращения элементов двигателей. Учёные применили мультиагентный подход, который позволяет задействовать неограниченное количество входных данных при расчёте управляющих воздействий.
Регуляторы нового типа снизят неопределённость в работе камеры сгорания двигателя за счёт обеспечения гарантированной тяги самолёта. Таким образом, разработка повысит надёжность двигателей и при этом сократит расходы на аппаратное обеспечение.
Фото: Big Picture
Технологии
Антон Тальский