ENEVA: к нам едет новый российский электромобиль
ENEVA – первый проект российского электромобиля среднего класса и первый «большой» электрический кроссовер, разрабатываемый в России: он чуть длиннее 4,5 м и имеет большую колесную базу. Другие проекты, которые создавались в нашей стране, были меньше по габаритам (А-класс, квадрициклы, гольф-кары) и, соответственно, ориентировались на другой, более бюджетный сегмент рынка. А для ENEVA с самого начала был выбран наиболее популярный у потребителей тип и класс кузова: SUV, то есть кроссоверы (до 60 % рынка), и LCV, то есть легкие коммерческие автомобили (более 20 % рынка коммерческих парков).
Соотношение колесной базы (2990 мм) и длины (4560 мм) у ENEVA одно из самых удачных: кроссовер будет вместительным и удобным для посадки пассажиров. У большинства автомобилей этого сегмента база не превышает 2800 мм.Кто автор?
Проект реализует АО «Обуховский завод» Концерна ВКО «Алмаз-Антей», который вообще-то выпускает… вооружения для противовоздушной и противоракетной обороны. Почему вдруг такая непрофильная разработка? Сейчас компании военно-промышленного комплекса диверсифицируют свою продукцию: с 2025 года более 30 % их выручки должна приносить продукция гражданского назначения. Эту задачу можно решить, работая, во‑первых, на массовом рынке, а во‑вторых – с высокотехнологичной продукцией. Электромобили полностью соответствуют этим условиям: рынок массовый, быстро растущий, но при этом новый – явных лидеров пока нет, так что у концерна есть все шансы занять хорошую долю. Возможности завода «Шушары-Авто» позволяют выпускать до 100 000 автомобилей ежегодно. Команда проекта ENEVA пока рассчитывает на 55–65 тыс. электромобилей (кроссоверов и LCV) в год.
Концерн обладает большими производственными возможностями и высочайшими компетенциями как в машиностроении, так и в разработке, в том числе электроники и электронных компонентов. Кроме того, совокупность текущих факторов рынка создает уникальные условия для старта проекта ENEVA. Во-первых, сейчас сформировался запрос со стороны государства и общества на новые разработки и технологический суверенитет. Во-вторых, с рынка ушли западные производители вместе с поставщиками и технологиями. В-третьих, государство принимает меры по поддержке электромобильной отрасли – как производителей, так и потребителей. А главное – ENEVA отвечает ключевым запросам потребителей.На старте проекта в разработке ENEVA участвовал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Детали портрета
Многие электромобили сегодня используют платформы, разработанные в свое время для двигателей внутреннего сгорания, но ENEVA с самого начала делалась как электромобиль. Это означает максимум преимуществ именно «электромобильной» компоновки: машина получится более просторной, комфортной, динамичной, безопасной. Раз не нужно предусматривать место для ДВС, значит, можно удлинить колесную базу – вот и дополнительное пространство. Кроме того, снижается центр тяжести, нагрузка между осями распределяется равномерно и т. д. Это делает автомобиль более устойчивым в движении и позволяет использовать двигатели с более высоким крутящим моментом или делать полноприводную версию. Еще платформа хороша своей вариативностью: например, на ней можно установить экстендеры на других видах топлива – газе или водороде.
Автомобиль будет представлен в двух версиях: переднеприводной и полноприводной. У каждой свои преимущества. Например, переднеприводная версия, в которой установят один электродвигатель, будет обладать большим километражом пробега на одной зарядке – до 550 км (из-за меньшего количества потребителей энергии на борту). В этой версии будет более просторный багажник – если сложить задние сиденья, получится большой отсек для багажа или крупногабаритного груза.
В полноприводном исполнении автомобиль сможет разгоняться до 100 км/ч с места
за 4,3 с, за счет двух мощных электродвигателей и тяговой батареи емкостью 78 кВт·ч. Спортивный режим в пакете PLUS будет обеспечивать динамику спорткара, а специально подобранный звук внешних динамиков подчеркнет образ спортивного болида.
Все автомобили, начиная со стартовой комплектации переднеприводной версии, будут оснащены системами помощи на дороге, адаптивным круиз-контролем, системами отслеживания полосы движения, датчиками помех по ходу движения, а также системой экстренного торможения при выявлении помех. Системы управления двигателем и трансмиссией будут включать режимы движения по асфальту, снегу, песку и по пересеченной местности.
Как и у любого другого современного электромобиля, у ENEVA будет меньше элементов конструкции, которые нужно обслуживать, чем у автомобиля с ДВС. Нет необходимости менять масло в двигателе, проверять коробку передач – значит, можно реже ездить в сервис. Межсервисный интервал составит 40 тыс. км – это эквивалентно трем годам повседневной эксплуатации.
ENEVA будет «подключенным» автомобилем, то есть сможет обмениваться данными – с водителем, другими автомобилями и устройствами, сетями и сервисами. Это позволит «настроить» машину под пользователя, и ему не придется ездить к дилеру, чтобы обновить операционные бортовые системы.
Модельный ряд ENEVA на единой платформе позволяет получить электромобили для разных целей и потребителей: как для тех, кто ищет комфортный и статусный кроссовер, так и для тех, кому нужен экономичный и вместительный помощник для бизнеса. Электромобиль учитывает запросы индивидуальных и корпоративных пользователей и подходит для использования в каршеринге, такси или автопарках.
Фото: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» greenstartpoint.ru
Цена удовольствия
Электромобиль российского производства с высокой степенью локализации компонентов будет иметь неоспоримое ценовое преимущество перед импортируемыми моделями. И, соответственно, будет более доступным для потребителей. Предполагается, что ENEVA впишется в рынок с ценами, ограниченными по нижней границе конкурентами с ДВС, а сверху – импортируемыми электромобилями аналогичного класса. Осталось дождаться серийного выпуска.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС, rg.ru
До 2026 года, когда начнется серийный выпуск ENEVA, предстоит довести разработку до серийного изделия, сертифицировать модельный ряд электромобилей, проработать технологию производства, договориться со всеми поставщиками, ну и, наконец, запустить производство. Кстати, обращаем внимание всех, кто мечтает работать в автопроме и хочет создавать с нами первый российский электрокроссовер: ENEVA активно расширяет команду и ищет специалистов самого разного профиля!
Технологии
Юлия Александрова