Чем опасен изгиб крыла и утонет ли самолёт в море: доцент МАИ Михаил Тяглик развеял три популярных мифа об авиации


Михаил Сергеевич, правда ли, что пассажир не почувствует отказа двигателя во время перелёта? Насколько это безопасно?
— Всё зависит от конкретных обстоятельств, но в большинстве случаев пассажир ничего не почувствует.Так, например, если двигатель отказал на взлётном режиме, возникает сила, разворачивающая самолёт в сторону сломавшейся системы, и лётчик просто парирует этот разворот. Пассажир это не ощущает.
Находясь на борту самолёта, об отказе двигателя можно догадаться лишь по нескольким признакам: если пассажир видит разрушение каких-либо элементов оборудования, густой дым из сопла, языки пламени. Или если самолёт вдруг заходит на посадку не по расписанию, горит табло с просьбой пристегнуть ремни и стюарды оперативно убирают лишние вещи. При этом даже в такой нештатной ситуации бояться нечего — самолёт может спокойно совершить посадку и с одним исправным двигателем.
Правда ли, что во время полёта крылья самолёта могут согнуться? Насколько это опасно?
— Действительно, крыло спроектировано так, что изгибается под действием аэродинамических нагрузок. На самолётах даже аэродинамические рули выполнены из нескольких секций — для того, чтобы обеспечить беспрепятственный изгиб консолей крыла.Сделать такую конструкцию, как крыло, абсолютно жёсткой не представляется возможным. Поэтому все изгибы и деформации предсказуемы и рассчитаны с учётом возможных условий эксплуатации. У больших самолётов на режиме крейсерского полёта допускается перемещение законцовок крыла до 1,5 метра. Пассажиру в данном случае не о чем переживать.
Давайте рассмотрим ещё один экстренный случай: посадка на воду. Правда ли, что самолёт может держаться на плаву до 40 минут, за которые реально провести полную эвакуацию?
— Да, самолёты могут находиться на плаву достаточно долгое время. Известны случаи, когда воздушное судно, совершившее посадку на воду, находилось на плаву более пяти часов.Плавучесть самолёта обеспечивается тем, что многие его элементы — салон, топливные баки, пневмосиситемы и так далее — герметичны, а через швы оставшихся негерметичных элементов вода поступает очень медленно. За то время, пока самолёт держится на воде, действительно можно провести полную и безопасную эвакуацию.
Если рассуждать, какой конкретно самолёт и сколько сможет продержаться на плаву, то это всё же сложно прогнозировать. Решающими факторами станут способ приводнения и то, насколько сильно повредятся конструкции самолёта. Причём тяжесть повреждения конструкции может зависеть не только от мастерства пилотов, но и от характера отказа систем, интенсивности волнения водной поверхности и ветровой обстановки.
Ну и, конечно, продолжительность нахождения самолёта на плаву зависит, в частности, от действий персонала и пассажиров. Так, например, при ЧП, которое впоследствии назвали «Чудо на Гудзоне», некто в панике открыл одну из задних дверей самолёта, и салон начал быстро наполняться водой. В итоге эвакуацию успели провести через аварийные выходы, расположенные над крылом, — гибели людей удалось избежать.
Технологии
МАИ