Человек летающий
Конструктор-самоучка построил свою машину вертикального взлета и посадки, основываясь на идеях реактивных ранцев. До настоящего времени подавляющее большинство этих летательных аппаратов использовали именно реактивный принцип. А в Martin Jetpack применяется обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания и турбины вентиляторного типа. Будучи водружены на несущий каркас, они позволяют подниматься в воздух пристегнутому к конструкции пилоту и управлять полетом аппарата при помощи аэродинамических рулей, расположенных в нагнетаемом нисходящем воздушном потоке.
Изобретатель обещает 50 км полета на одной заправке со скоростью до 100 км/ч. Или 30 минут на рабочей высоте 450–600 м (расчетный максимум – 2,5 км). Однако на практике Martin Jetpack демонстрирует пока несколько более скромные результаты. ТЕКУЩИЙ РЕКОРД ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА СОСТАВЛЯЕТ 12 МИНУТ, А БЕСПИЛОТНАЯ МОДИФИКАЦИЯ АППАРАТА ПОДНИМАЕТСЯ НЕМНОГО ВЫШЕ ПЯТОГО ЭТАЖА (примерно на 15 м).
Девиз компании Маrtin Aircraft: «Вы мечтаете об этом – мы строим!»
Первый публичный показ Martin Jetpack (далее MJ – прим. авт.) состоялся на шоу Американской ассоциации экспериментальной авиации еще в 2008 году. Тогда 16-летний сын изобретателя Харрисон приподнялcя на машине, страхуемой помощниками, на метр и держался в воздухе 45 секунд. Несмотря на такой, казалось бы, скромный взлет, представление произвело впечатление на участников и обозревателей. В итоге Мартин, 30 лет провозившийся с MJ в своем гараже практически в одиночку, получил поддержку в размере 970 тысяч долларов от новозеландского правительственного фонда. Эти средства позволили изобретателю привлечь к работе технических консультантов и бизнес-управляющих, получить патентную защиту и аудит ведущих мировых фирм, перейти от одиночного экземпляра к штучному производству и создать свою компанию Martin Aircraft, которая готова начать серийное производство чудо-рюкзака.
В настоящее время Глен позиционирует MJ как средство для развлечения и активного отдыха, сравнивая свое детище c водными лыжами, снегоходами и тарзанкой. Его предприятие планирует построить парк развлечений, где искатели новых ощущений будут платить за 10-минутный полет на аппарате около 215 долларов. А новозеландская компания Total Experience уже сейчас предлагает любому желающему войти в историю авиации. Ее предложение включает в себя шесть полетов за 3 дня обучения с участием специалистов из Martin Aircraft. Пилот должен быть старше 18 лет, весить до 90 кг и иметь водительские права.
Но в принципе сфера применения персональных летательных аппаратов гораздо шире индустрии развлечений. Подобная техника необходима пожарным, полицейским, военным и МЧС. Она могла бы применяться в исследовательских и спасательных операциях – везде, где использование вертолетов невозможно, а применение беспилотных аппаратов неоправданно.
Современная история изобретения заплечных летательных устройств началась в США еще в 1950-е годы. Основные разработки (Bell Rocket Belt и Jet Belt) финансировались военными, но в итоге были признаны неудовлетворительными. Тем не менее, ракетные ранцы, несмотря на все свои недостатки (главный из которых – малое время полета, не более 30 секунд), оставили след в истории и имели ряд несомненных достоинств: относительно малый вес, реальную высоту подлета до 30 м, простую конструкцию.
Bell Rocket Belt, предшественник MJЧем же MJ превосходит своих предшественников? Глен не раскрывает секретов конструкции, ограничиваясь краткой информацией и довольно общими заявлениями. Но попробуем восстановить детали.
Современные композитные материалы позволили существенно снизить вес устройства. С их применением изготовлены не только лопасти и воздуховоды, но и части топливного бака, защитный каркас и другие детали. Композиты составляют 30% от веса машины, так что «пустой» аппарат при высоте и длине 1,52 м и ширине 1,68 м весит 113 кг. При этом турбины обеспечивают тягу более 270 кг.
Благодаря продуманной конструкции центр масс снаряженного летательного устройства стабилизирует его в полете. Центр этот находится примерно на половине высоты машины, ниже центра давления, который располагается на уровне нижней части турбин и, естественно, на той же вертикальной оси. Для сохранения этого баланса перед стартом осуществляется регулировка положения пилота относительно аппарата. Тем не менее, в целях безопасности предусмотрен баллистический парашют.
Машина имеет вертикальный взлет и относительно легко управляема. Мартин удержал вес MJ в таких пределах, чтобы не попасть под законодательные ограничения (243 кг, включая вес пилота и топлива). По классификации FAA (Federal Aviation Administration – Федеральное авиационное управление США) аппарат относится к классу сверхлегких и его пилоту лицензия не требуется. Система маневрирования основана на создании некомпенсированной силы, для чего используются аэродинамические рули, расположенные в ниспадающем потоке турбин. Чтобы начать движение или вращение в каком-либо направлении, пилоту достаточно сместить рулевые пластины при помощи рукояток управления, и машина наклонится, создав горизонтальную составляющую тяги.
Работает ранец за счет V-образного четырехцилиндрового двухтактного двигателя объемом 2000 куб. см. Похожие моторы применяются сейчас в основном на лодках, снегоходах и спортивных мотоциклах. Как сообщает компания Martin Aircraft, это ее собственная разработка с 3500–6000 об/мин и крутящим моментом 180 Н·м. Особо изобретатель отмечает практически идеальную кривую крутящего момента – один из основных показателей, по которому оценивается, насколько грамотно спроектирован двигатель.
Мотор у Мартина получился мощный (200 л.с.) и очень прожорливый: расход топлива существенно выше, чем у легкового автомобиля (38 л на 100 км). К тому же шумный – все испытатели и пилоты работают в наушниках или используют беруши. При этом двигатель весит более половины всего аппарата – 60 кг (плюс 19-литровый бак) и обеспечивает полет пилота весом от 64 до 127 кг.
Безусловно, MJ может быть существенно улучшен по многим параметрам и даже запущен в производство (если будет стабильное финансирование). Но позволю себе выразить и некоторую долю сдержанного скепсиса.
Как же так получилось, что в маленькой Зеландии любителю-энтузиасту удалось сделать то, с чем не справилась вся «американская военная машина»? Почему, если есть такой замечательный двигатель собственной разработки, он до сих пор не продается? Будь у детища Мартина больше видеоотчетов о полетах вкупе с восторженными отзывами участников тестов, отпала бы половина сомнений по поводу его перспективности...
Также, несмотря на все ухищрения, ранец слишком тяжел для персонального средства. Хотелось бы все же носить его на плечах. А В ИДЕАЛЕ ЛЕТАТЕЛЬНАЯ ПЕРСОНАЛКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЕЩЕ МАНЕВРЕННОЙ И СКОРОСТНОЙ, чтобы без труда можно было игнорировать городские пробки. Тогда она станет незаменимой для курьеров и пожарных, спасателей и промышленных альпинистов, да и просто для всех влюбленных в небо.
Подводя итог, рискну предположить, что аппарат ждет не более чем штучное или мелкосерийное производство. Но с другой стороны, в истории масса примеров изобретений с непростой судьбой, которые из гадких утят со временем превратились в лебедей. Первые компьютеры тоже были слишком большими. Первый устойчиво управляемый вертолет поднялся с грузом на высоту 5 м и находился в полете лишь несколько минут. Так что я буду рад, если мой не слишком оптимистический прогноз окажется ошибочным.
Технологии
Машины и Механизмы