Время теплохладности
Епископ Мстислав: Если брать точку зрения христианина, воспринимающего мир как творение Божие, то лень, леность – один из смертных грехов. Из-за нежелания трудиться, заниматься чем-то полезным человек постепенно приходит к мысли, что ему нужно все и сразу получить без малейших усилий. А труд необходим, нужно постоянно работать над собой, над своими проблемами.
Каждый подвержен греху лености, начиная с самых малых лет, и зачастую этому способствуют родители, пытаясь оградить своих детей от любых забот.
Леность держит человека в таких клещах греха, из которых часто очень сложно вырваться. И в духовной жизни такое бывает. Люди приходят разные, некоторым нужно очень много времени, чтобы войти в ритм церковной жизни. У нас есть определенные правила, утренняя и вечерняя молитва. И как бы тяжело ни было вечером молиться, нужно найти эти 15 минут для того, чтобы почитать правило. Ведь молитва – это общение с Богом. Это постоянство. Если мы всю жизнь проявляем постоянство, тогда молитва дает нам не только осознавать свои грехи, но и почувствовать радость через ощущение духовной пищи, которой не хватает.
Я думаю, борьба с леностью присуща всем людям, и нет в мире такого человека, который не мог бы себя где-то, в какой-то момент пожалеть или оправдать. Хочется больше полежать, больше поспать.
ЕМ: В чем сейчас заключается основа воспитания молодежи? Наслаждаться жизнью через телевидение и Интернет. А это приводит молодежь в состояние безразличия, теплохладности, даже по отношению к себе. Во времена нашей молодости у государства были какие-то устои, были законы, которые давали молодежи определяться. Думаю, у нас была цель в жизни. Сейчас у многих ее нет. Компьютер и все, что окружает нынешнюю молодежь, – это мыльный пузырь, который отвлекает ее от реальности.
Ваш племянник, даже не думая об этом, сказал самые правильные слова.
АН: Но тут же есть серьезное противоречие: мы стремимся к тому, чтобы получить материальные блага и сделать жизнь наших детей легче и лучше, но вот эти благие намерения приводят к тому, что нашим детям ничего делать не надо, потому как у них все есть. Что провоцирует лень и праздность, а в дальнейшем может привести к серьезной деградации общества в целом. Может быть, мы тогда не должны стремиться к благосостоянию? Может, мы должны стремиться к чему-то другому? К молитве, например.
ЕМ: Молитва, вера без дел мертва есть. В понимании монастыря – это непрестанный труд и молитва. А в миру…
Быт сейчас как устроен? У тебя есть карточка, ты нажал кнопку и все получаешь. Тебе все привезут, можно месяцами не выходить из дома.
Мама дочери ногти красит с маленьких лет и говорит, что она принцесса. Сейчас детей ставят на уровень принцесс и принцев. Забывают о том, что основой всего является семья, папа и мама. И когда ребенок стоит выше родителей, тогда все перед ним прыгают. И он начинает управлять ситуацией. И поэтому я спрашиваю – а зачем вы над ребенком издеваетесь? Вы ребенка ведите в бассейн, съездите за город. Дайте ему жить реальной жизнью, вытащите его из-за компьютера.
Я захожу к знакомым. У Маши триста игрушек. Я спрашиваю: «Машенька, а что это за игрушка?» – «Слоник». – «А где он живет, слоник?» – «Не знаю. Наверное, там, где много снега». Значит, родители не занимаются. Проще купить ребенку игрушку. Это вот такой откуп от детей. А их нужно воспитывать. И, может быть, все-таки чуть-чуть ниже себя.
АН: Так может быть, мы с вами выросли неправильно? Вы же говорите, что родители должны воспитывать детей, а мы на каком-то этапе потеряли понимание, как их воспитывать. Нынешняя молодежь – это ведь наши дети!
ЕМ: Я считаю, что нас воспитывали правильно. Нам объясняли, что такое добро и зло, что есть моменты, когда ты должен брать на себя ответственность.
Сейчас кажется, что прогресс пошел вверх, но на самом деле это не прогресс, а возвращение человека в состояние животного. Люди не имеют своего мнения, ими легче управлять, легче повести за толпой и навязать все что угодно. И однополые браки, и развал семьи, и разрушение государства.
Я думаю, что Церковь, наверное, всегда была основой государства. Для любого христианина важна была защита своего народа, своей семьи, близких, родных. А сейчас ребята не идут в армию. Это страх потерять «наслаждайся и радуйся», страх оторваться от денег и опеки родителей. Если человек нормальный, активный, занимается спортом, то год потерпит. Сам. И подальше от родителей.
АН: Конечно, я светский человек, но тут вообще трудно спорить. Явно что-то происходит неладное.
ЕМ: Развращенность молодежи.
Вот я был недавно в одной из стран Запада, и мне рассказывают такую историю: папа с зятем держат на руках девочку, подходит пара, пожилые люди, и говорят: «Как мы рады, что у вас такой замечательный ребенок!» Они подумали, что это однополая семья. Какова цель этого всего? Генетически уничтожить людей, которые имеют отношение к правильному пониманию добра и зла.
Или другой вариант, когда в детском садике ребенок рисует двух мам. Говорит: «Это моя семья. Мама, мама и я». Наш ребенок, из России, говорит: «Такого не может быть. У меня папа и мама и брат. Ты меня обманываешь». И ударил мальчика в глаз. И заведующая этим государственным детским садом в европейской стране говорит: «Извините, пожалуйста, но у нас свобода выбора. И пожалуйста, ребенку объясните. А если не объясните, мы просим перевести в другой садик». Как ребенку маленькому это объяснить – две мамы или два папы?
АН: Вы говорите абсолютно правильные вещи. Только давайте поищем причину и способ, как из этого выйти.
ЕМ: Мы должны пересмотреть основы нашей жизни. Я думаю, что есть люди, которые заинтересованы развалить основу добра, основу веры в Бога. Это связано и с финансовыми вопросами, и с геополитической жизнью всей планеты.
Я не говорю про совершенство, это только Господь может определить.
Не знаю, почему образованные люди из других стан на Россию смотрят с надеждой. Наверное, потому, что именно Россия сможет сохранить понимание добра и зла.
АН: Ну, я, например, не согласен с тем, что мир безнадежно катится вниз. На сегодняшний день он находится в некой стадии деградации. Мы с вами это понимаем, значит, этому уже противодействуем. И такие люди еще есть, значит, на каком-то этапе это все равно должно остановиться.
ЕМ: Европа не остановилась.
АН: Да Европа не должна быть показателем для нас.
ЕМ: Почему? Это наши соседи.
АН: Я вот слушал вас и хочу сказать, что мое детство прошло в Советском Союзе, но мои родители не уделяли мне так уж много времени.
ЕМ: Школа, пионеры, комсомол, октябрята…
Что такое коммунистическая система? Это христианская система, лишенная Бога, устроенная умными людьми. Я говорю о том, что система была нравственная. Если мы хотим будущего, а никакой нравственности не будет, то ничего мы с вами тут не сделаем. Будет все хуже и хуже. Потому что издадут какой-то закон, согласно которому будут закрывать храмы и в катакомбах или подвалах молиться, вот и все. И никому не говори, что у тебя еще жена есть, что это не однополый брак.
АН: Нет-нет. Мы с вами вот сейчас, между прочим, для них это пытаемся объяснить.
ЕМ: У нас система была, нравственная система. Греха не было у нас.
АН: Так, значит, надо строить систему.
АН: Да, и труд. Но если идти к цели, ты должен что-то делать, совершать какие-то поступки, брать на себя ответственность, двигаться.
ЕМ: Есть основная вещь, очень важная. Человек должен определиться, зачем он пришел в этот мир. Это один из самых главных моментов. Вот дали ему жизнь. А зачем? Просто так?
Александр Свирский (1448–1533) – русский православный святой, почитаемый в лике преподобного (в православии так называют святых, угодивших Богу монашеским подвигом). Он родился в приладожском селе Мандеры (недалеко от современного Лодейного Поля). 19-летним юношей он отправился на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, потом принял постриг. В 1485 году Александр ушел на Святое озеро, что неподалеку от Олонца и реки Свирь. Именно там спустя годы появилась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после смерти – всего через 14 лет. В 1641 году при перестройке церкви были обретены его мощи.
Общество
Камилла Андреева