Текст: Евгений Хацкельсон
Орден тамплиеров опередил свое время, создав новые экономические и финансовые механизмы, в сочетании с военной мощью и твердой дисциплиной позволившие ему в период расцвета достичь невиданного могущества. Он был основан в 1119 году в Иерусалиме девятью знатными рыцарями, первоначально для защиты паломников, хлынувших огромным потоком на Святую землю после ее завоевания крестоносцами. Орден получил название «Нищие рыцари», поскольку его создатели намеревались провести остаток жизни в благочестивом аскетизме, молитвах, послушании, целомудрии, оберегая странствующих христиан от разбойников. На Святой земле рыцарей прозвали храмовниками, или тамплиерами (от фр. temple – храм), потому что для молитв они собирались в церкви, находившейся неподалеку от развалин знаменитого Соломонова храма.
Безупречная репутация первых тамплиеров и поддержка ордена авторитетными канониками, в том числе святыми Бернардом Клервосским (Bernard de Clairvaux) и Джоном Солсберийским (Johannes Salesberiensis), обеспечили ему быстрое развитие. В 1128 году поместный собор в Труа утвердил устав ордена Храма. Тамплиеры облачились в белую одежду, позднее на нее стали нашивать красный крест. Так возникла «униформа» храмовников, ставшая их визитной карточкой, символизирующая чистоту душ и помыслов.
Тамплиеры успешно совмещали монашество с военным делом. Духовенство не имело права браться за оружие, но «новые рыцари», как писал тот же святой Бернард, являлись солдатами Христа и могли не бояться греха, убивая во имя истинной веры или защищая братьев-христиан от посягательств на их собственность и жизнь. Орден участвовал в ряде успешных и неудачных крестовых походов, не раз брал штурмом Иерусалим, жестоко расправлялся с иноверцами, обеспечивая себе тем самым ратную славу. Правда, не все тамплиеры могли носить оружие, среди них были и орденские священники, проводившие религиозные обряды для своих собратьев, и так называемые «братья-сержанты», выполнявшие обязанности оруженосцев, пажей, счетоводов и т. п.
Храмовники быстро стали представлять собой могучую религиозную, политическую и военную силу. Священники ордена подчинялись только великому магистру и высшим сановникам, над ними не имели власти епископы католической церкви и даже сам папа. Принадлежность к ордену обеспечивала его членам неприкосновенность и защиту их родных и близких, охрану имущества от произвола властей и крупных феодалов.
Замок португальских тамплиеров Алмоурол
Хотя изначально орден создавался как нищенствующий, богатство его постоянно росло. Феодалы разных стран дарили ему поместья, церкви, замки, села, города, даже целые острова, налоги и подати от которых стекались в кассу храмовников. К примеру, в 1133 году Алонсо I, бездетный король испанской провинции Арагона, распоряжавшийся также Наваррой и Кастилией, завещал свои владения орденам тамплиеров и госпитальеров. А французский король Филипп I Август подарил в 1222 году храмовникам огромную по тем временам сумму в 52 000 золотых монет.
Но финансовое могущество организации росло не только благодаря пожертвованиям и военным трофеям. Орден тамплиеров активно занимался самой настоящей банковской деятельностью, фактически создав международную финансовую корпорацию. Репутация храмовников была такова, что люди охотно доверяли им не только свои жизни, но и деньги. Тамплиеры брали деньги на хранение в обмен на заемное письмо, по которому можно было получить их обратно (за вычетом, разумеется, не слишком высокого процента) уже в другом городе. Причем никто иной не имел права воспользоваться этим документом. По сути, заемное письмо играло роль именного векселя. Оно избавляло путешественника от необходимости носить с собой мешки денег, рискуя стать жертвой грабителей.
Еще одна статья доходов ордена – денежные переводы и доставка почты. Причем письма и посылки приходили в рекордно короткие сроки, а адресат денежных средств получал перевод уже в местной валюте. Если вспомнить, в какое время все происходило, то звучит это просто фантастично. Тамплиеры могли оказывать своим клиентам подобные вполне современные услуги благодаря имеющейся в их распоряжении разветвленной сети командорств. Первоначально они создавались как опорные пункты по двум основным паломническим маршрутам в Иерусалим из Европы (напомним, орден основывался для защиты паломников). Командорства, расположенные друг от друга на расстоянии дневного перехода, давали странникам кров и защиту, а также могли помочь им сохранить свое имущество и ссудить деньгами на путешествие. Таким образом, изначально займы выдавались орденом только на богоугодные дела.
Однако храмовникам пришлось решать непростую задачу по сохранению собственной коммерческой выгоды, ведь церковь не одобряла ростовщичества. Выход был найден простой и элегантный: формально тамплиеры получали обратно ту же сумму, которую выдавали, но при этом должники на время паломничества отдавали им в доверительное управление свое имущество. В отсутствие хозяев орден получал доход с их земель и владений. Выходит, траст тоже придумали тамплиеры.
Но как же быть с безземельными клиентами? Храмовники и тут не растерялись: они выдавали заемщику деньги под залог драгоценностей, а долговое обязательство получали от него на бульшую сумму. Таким образом, ссудный процент нигде не фигурировал, и орден мог не опасаться обвинений в ростовщичестве. Аналог придуманного ими финансового инструмента в настоящее время называется дисконтированным беспроцентным векселем. Правда, вексель тамплиеров, в отличие от современного, нельзя было передавать из рук в руки по индоссаменту (передаточной надписи). Этот механизм, так же как механизм опротестования неоплаченных векселей, тогда еще не был необходим. Ведь займы без залога не выдавались, и вексель не использовался как средство платежа.
Зато рыцари Храма придумали великолепный способ защитить свои финансовые обязательства от подделок. Каким образом казначей командорства мог убедиться в том, что предъявляемое ему к оплате заемное письмо не является фальшивкой? Решение было очень простым и эффективным – письмо зашифровывали. Не зная ключа, нельзя было изготовить фальшивку. Ключ от шифра был только у казначеев и охранялся как великая тайна. Конечно, сам принцип шифрования придумали не тамплиеры, его использовали еще в Древнем Мире. Но, безусловно, криптографическую науку они продвинули далеко вперед, ибо подобрать ключ к их документам не удавалось никому.
Однако и это еще не всё! Рыцари-финансисты первыми стали осуществлять безналичные расчеты. Современные принципы бухгалтерского учета также были заложены тамплиерами, недаром современники говорили о том, что «бухгалтерских книг в командорствах больше, чем духовных». Храмовники заключали со своими клиентами контракты на оказание услуг по аудиту и надзору за поступлением и расходованием средств.
Взяв на вооружение весь накопленный ломбардскими банкирами опыт, храмовники существенно развили банковское дело и, что самое главное, превратили свою сеть командорств, покрывшую почти всю Европу, в транснациональную финансовую корпорацию. Кроме этого, тамплиеры субсидировали торговые контракты и различные коммерческие проекты, выдавали финансовые гарантии, займы европейским правителям, участвовали в сборах налогов и даже становились королевскими казначеями, напрямую влияя на финансовую политику европейских государств.
На фоне всего этого смехотворными выглядят обвинения тамплиеров в ереси, поклонении каким-то идолам, совершении богомерзких обрядов, надругательстве над христианскими святынями и т.п. Не до глупостей им было! Парадоксальным образом религиозная организация способствовала зарождению капиталистической экономики, развитию товарно-денежных отношений, новых финансовых инструментов, механизмов и институтов. При этом никто не мог, не кривя душой, упрекнуть ее в излишней жадности, ибо орден возводил за свой счет соборы и храмы, строил дороги, помогал беднякам выжить во время голода, устраивая бесплатные столовые.
Однако несметные богатства тамплиеров возбуждали алчность власть предержащих. В итоге ненасытность французского короля Филиппа IV Красивого уничтожила храмовников. Они совершили ряд серьезных ошибок: дважды отказали его сыновьям в приеме в орден и ссудили французскую корону большой суммой денег. А отдавать долги «железный король» не привык, вместо этого предпочитая расправляться с кредиторами по надуманным обвинениям и конфисковывать оставшееся имущество.
Влиятельную организацию погубило отсутствие разведки и излишняя уверенность в своей безопасности. В пятницу 13 октября 1307 года все храмовники Франции были арестованы. Королевские агенты ворвались и в Тампль, где задержали самого великого магистра Жака де Моле (Jacques de Molay), великого визитатора Гуго де Пейро (Hugo de Peyrot), казначея и еще четверых высших сановников ордена.
Акция готовилась давно: еще за два месяца до рокового дня все королевские силовые структуры получили секретные письма с подробными указаниями, а нотариусы заранее провели инвентаризацию собственности ордена. Именно с тех пор «пятница 13-е» в Европе стала считаться роковым и крайне опасным днем.
Великий магистр сломался под пытками, признал все абсурдные обвинения против ордена и в октябре 1307 года повторил свои показания перед собранием профессоров Парижского университета. Лишь в марте 1314 года в Париже начался суд над четырьмя высшими руководителями ордена Храма. Всех намеревались приговорить к пожизненному заключению, и тут совершенно неожиданно двое обвиняемых – Жак де Моле и приор Нормандии Жофруа де Шарне (Geoffroi de Charney) – заявили о невиновности своей и всего ордена, потребовали справедливого суда папы. В тот же день, 18 марта 1314 года, решением Филиппа IV отважные рыцари были сожжены на острове реки Сены, между королевским садом и храмом августинцев.
Похороны Филиппа Красивого состоялись немногим раньше, чем он успел насладиться сокровищами тамплиеров.
Через четыре дня после начала суда над храмовниками, 12 мая 1310 года, в Париже сожгли 54 тамплиера. Оставшиеся 198 арестованных признали свою вину. Судьба непокорных собратьев устрашила их и подавила волю к сопротивлению. Однако свирепые казни по всей Франции продолжались и дальше. Ни христианского короля, ни главу и прелатов католической церкви, похоже, нисколько не смущали жестокие расправы над невинными людьми, к тому же духовного звания. 16 октября 1311 года открылся Вьенский собор, куда официально пригласили и тамплиеров, которых, конечно, никто не ждал. Прелаты были изумлены, когда перед ними и в самом деле предстали семь рядовых рыцарей, заявивших, что готовы защищать орден. Правда, выступить им под каким-то юридическим предлогом не разрешили. Уже 20 марта в город прибыл король Франции с огромной вооруженной свитой, после чего ни о каком справедливом суде не могло быть и речи. Два дня спустя папа Климент V подписал ликвидировавшую орден буллу, в которой назвал храмовников «ненавистными французскому королю».
Справедливо ли предание о проклятии, историкам доподлинно неизвестно. Но, зная характер великого магистра и верования того времени, можно предположить, что он действительно вызвал на суд Божий своих врагов. Так или иначе, король и папа умерли в течение года после казни.
Закончилась двухсотлетняя история одной из наиболее известных военно-монашеских организаций эпохи рыцарства и крестовых походов. Тамплиеры оставили после себя множество предположений и легенд. Среди них есть версия о том, что орден не был разгромлен до конца, а ушел в глубокое подполье и существует до сих пор. Кое-кто из историков всерьез предполагал, что тамплиеры, имевшие свой флот, еще до Колумба открыли Америку и именно туда переправили свои сокровища. Другие утверждали, что богатства были высланы в Англию и использовались там для финансирования Столетней войны с Францией. Проверить все эти версии уже невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что расправа над орденом не принесла ничего хорошего ни королю, ни папе, ни католической церкви, в очередной раз показавшей всему миру свою беспринципность, ни ввергнутой в опустошительную войну Франции, спасать которую через сто с лишним лет пришлось Жанне д’Арк. Но это уже совсем другая история.