я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Спасибо за победу!

Встреча с ветераном ВОВ
Спасибо за победу!

В фотоальбоме Веры Александровны Якубовской есть снимок, на котором она еще Верочка, ей чуть больше 20, и на ней летнее белое платье. Обычная фотография — если не знать, что платье это из... парашюта. 



А парашют нес немецкую осветительную ракету. И спустилась она в степь под Сталинградом, в 1942 году. Верочке, которая нашла ее, было тогда 19 лет, и она была солдатом.

Накануне войны, 21 июня, Вера окончила школу в родном Ржеве — они с одноклассниками услышали речь Левитана, когда встречали рассвет на берегу Волги. Следующей весной Вера отправилась на фронт — из эвакуации, с четвертой попытки. Военком говорил: «Успеешь еще». После учебной роты Вера попала в 14 отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи. Они были разведчиками неба: на подступах к Сталинграду несли вахту на вышках-постах, отслеживая вражеские самолеты и сообщая о них командованию. Днем помогал бинокль, а ночью — только девичий слух: в темноте тип машины, ее скорость и курс определялись по звуку.



В одно из дежурств Вера и увидела в степи белое пятно — тот самый парашют. Для девчонок-солдат, вчерашних школьниц, это был особенный трофей:

— Когда мы только пришли в батальон, для нас не было ничего женского, — рассказывает Вера Александровна. — Нам отстригли косы, мы были одеты в мужское белье, гимнастерку и брюки, сапоги на несколько размеров больше... А ведь как мы были воспитаны! Все образованные, с достоинством, привыкшие к мужской галантности. И тут — «разрешите доложить» и на «губу» за малейшую дерзость. Но привыкли, конечно...

Много раз рвалась связь, и провод приходилось раскапывать, искать наощупь, ползая в грязи под разрывы бомб. Однажды в батальон доставили девушку из соседней роты: весь ее пост в упор расстреляли фашисты, а ей удалось выжить. Для военного времени это было не удивительное, а подозрительное везение. По горькой иронии, ее честное имя восстановил немецкий ефрейтор, который участвовал в расстреле, а потом попал в плен... Любая война — испытание не для государства, а для человечности в мире людей.



— Что удивительно — с самого начала у нас была вера в победу. Помню, мы шли строем в баню и пели: «Страну родную, милую не взять фашистам силою. Да будет им могилою советская земля!» А ведь это был только 1942 год.

Все месяцы Сталинградской битвы Вера провела под Сталинградом, потом ее батальон передислоцировался в Польшу, а после она была переведена в белорусские Барановичи, откуда и демобилизовалась в июле 1945 года.

Через 25 лет после Победы они с однополчанами встретились в мирном Волгограде, и встречались так каждые пять лет. Сын Веры Александровны — Александр Якубовский, который впоследствии стал знаменитым кинематографистом, снял об их первой встрече вот этот небольшой фильм. Хотя, наверное, фильм вовсе не о самой встрече. Он о том, что навечно объединяет сердца. И должно объединять всех нас.






Сейчас Вере Александровне 94 года, и в это трудно поверить, когда с ней говоришь.

— Что бы я пожелала сегодняшним 18-летним... Знаете, всегда говорят о патриотизме. Но мы не задумывались о нем. Я не могу сказать, что мы хорошо жили перед войной — и моя семья, и мои друзья, и мой город. Но у нас было чувство долга. И хотелось бы, чтобы дети чувствовали, что у них есть родина, что ее надо защищать и заботиться о ней. Что надо быть отзывчивыми, стремиться помогать друг другу и любить родину так, как любили ее мы — какая бы она ни была. Это для них самое дорогое.



Спасибо за Победу, Вера Александровна!

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK