я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Семеро гениев по лавкам

Я до сих пор помню, как наш химик начал урок, посвященный Периодическому закону: «Дмитрий Иванович Менделеев был семнадцатым ребенком в семье». Весь класс дружно округлил глаза, представив, как Дмитрию Ивановичу жилось. А ведь ухитрился при этом попасть в историю! И он там не один такой: многие великие личности выросли в больших семьях. Может быть, одно проистекает из другого – чем больше семья, тем умнее в ней дети?
Семеро гениев по лавкам

Для начала – какие такие многие? Ну, например, Бетховен был первым из семи детей, Бах – восьмым, Достоевский – вторым из семи, Гоголь – третьим из двенадцати. Академик Павлов – старший из десяти, хирург Пирогов – тринадцатый, Мечников – пятый. Склодовская-Кюри родилась пятой, Циолковский – одиннадцатым, Калашников – семнадцатым (из девятнадцати). В многодетных семьях росли Марк Твен, Илья Репин, Антон Чехов, Теодор Драйзер, Коко Шанель, Уолт Дисней и еще немало знаменитостей – и в прошлом, и в настоящем. Среди них есть и те, кого мы называем гениальными. Поэтому довольно странно, что научные исследования о том, как связаны родительская многодетность и последующий успех детей, так сложно найти. Попробуем порассуждать об этом самостоятельно.

123.jpg

Что вообще формирует гения? Или хотя бы просто талантливого человека. Главный ингредиент здесь, по-видимому, уровень интеллекта. Важно помнить, что интеллект – не просто некое «количество ума»: это способность познавать, обучаться, мыслить логически и абстрактно, анализировать, систематизировать и классифицировать информацию, находить закономерности и отличия. Нет сомнений в том, что интеллект – это наследственная черта, в 2018 году шотландские ученые даже выявили 538 «интеллектуальных» генов. Но достается ли всем братьям и сестрам в семье интеллекта «поровну», или кому-то везет больше?

В 2007 году ученые из Университета Осло опубликовали результаты исследования, в котором они сравнивали IQ 241 310 сиблингов. Старшие набирали в среднем 103,2 балла, что примерно на 3 % больше, чем IQ вторых детей (100,3), и на 4 % больше, чем IQ третьих (99,0). После ученые сравнили IQ 63 951 пары братьев и получили такие же результаты. Чтобы проверить, имеет ли эта закономерность биологическую основу, исследователи проверили уровень интеллекта людей, которые оказались старшими братьями или сестрами после смерти первенцев. Их оценки оказались такими же, как и у первых детей.
Похожие результаты получили и американские исследователи из Хьюстонского университета и Университета Иллинойса в 2015 году. Что же делает старших детей умнее? Ученые предполагают, что большую роль здесь играет внимание родителей, которое принадлежит первенцам безраздельно, и, хотя с появлением младших детей его приходится делить, в совокупности у старших все равно оказывается «накоплено» больше внимания взрослых, а значит и возможности что-то перенять раньше других – новые слова, умение рассуждать, да и просто опыт. Польский психолог Роберт Зайонц предположил также, что старшие дети, которые становятся наставниками для младших, поневоле закрепляют и систематизируют свои знания, пусть и пока невеликие, развивают коммуникативные способности (а также то самое умение мыслить логически и абстрактно, анализировать и классифицировать информацию) – а значит и интеллект. Им, как «уже взрослым», приходится быть более дисциплинированными и ответственными, показывать пример, добиваясь высоких результатов. При этом младшие дети, которым тоже нужна своя «ниша», стараются выделиться альтернативными способами – например, увлекаются творчеством, выбирают необычные виды спорта, завоевывают любовь родственников обаянием или, наоборот, отчаянно бунтуют в поисках себя. Нередко знаменитости вспоминают, что провели детство в тени старшего брата или сестры. Среди звезд кино и эстрады таких людей много: например, Одри Хэпберн – третий ребенок в семье, Джонни Депп – четвертый, Селин Дион – четырнадцатая…

Мы дошли до еще одного критерия, который определяет талант и гениальность: умение подойти к проблеме творчески, взглянуть на нее под другим углом, а еще вовремя поймать момент озарения. Сейчас уже известно, что он не приходит просто так: иногда ему предшествуют годы работы, а значит, и годы обработки информации, которую ведет мозг. Как отмечает американский нейробиолог Рекс Юнг, творческий процесс «опирается на динамическое взаимодействие нейронных сетей, работающих согласованно и одновременно извлекающих информацию из разных частей мозга». Визуализировать это взаимодействие попытался его коллега Эндрю Ньюберг из Университета Томаса Джефферсона, используя метод контрастирования МРТ. Сравнивая сканы мозга обычных людей и людей с высокой креативностью, он установил, что у «гениев» связь двух полушарий гораздо более прочная – то есть количество нервных волокон, которые их соединяют, гораздо больше. Легко предположить, что у таких людей как минимум более гибкое мышление – а гениям без него не обойтись. Для нас же важно не забывать, что количество нейронных связей в мозге можно нарастить – то есть чтобы быть более обучаемым и творческим, нужно больше учиться и заниматься творчеством.

Красное пятно на изображениях – это мозолистое тело, сплетение из более чем 200 млн нервных волокон, которые соединяют два полушария мозга. Справа – мозг креативного человека. Фото: Andrew Newberg, natgeofe.com

То и другое реализовать гораздо проще, если есть соответствующие условия, как минимум поддержка окружения – прежде всего семьи. Кто знает, сколько потенциальных гениев так и не узнали о своих возможностях, потому что не услышали в детстве важных слов. И наоборот: сколько знаменитостей не состоялось бы без благоприятной среды. В пример можно привести Илона Маска, на которого учителя не возлагали больших надежд. Но дома его поддерживали – и это точно не помешало ему на пути к успеху. А его младшие брат и сестра, хоть и не снискали мировой славы, все же стали успешными людьми. Воспитание! В котором умный многодетный родитель преуспеет, потому что учится на своих ошибках и, опять же, тренирует навыки коммуникации и творчества. И трудолюбия, без которого гениев тоже не бывает.

Великие ученые, композиторы, писатели и художники вкалывают, забывая обо всем, – и дело не только в удовольствии от процесса. Иногда нужно совершить миллион неудачных попыток, чтобы миллион первая удалась. Дарвин, пятый из шести детей, 20 лет трудился над «Происхождением видов». Лев Толстой, четвертый ребенок из пяти, шесть лет писал «Войну и мир». Большая семья отлично прививает навык трудиться, особенно если она небогатая. В ней ребенку нужно помогать родителям заботиться о младших и вести домашнее хозяйство, с ранних лет вникать в семейное дело, если оно есть (возможно, в нем-то ты и станешь великим, как Бах), или самому искать работу.

456.jpg

Осталось сказать о том, что в многодетных семьях родились не только гении прошлого, но и множество других, ничем не примечательных в масштабах истории людей – просто потому, что в прошлом многодетных семей было больше. Высока была роль религии, которая осуждает ограничение рождаемости, не существовало современных средств контрацепции, женщины редко имели возможность выбрать карьеру, а не посвятить себя семье. (Кстати, это одна из причин, по которой большинство гениев – мужчины.) И конечно, вероятность родить гения намного выше, если всего детей будет семеро, а не двое. Если бы родители Менделеева остановились на шестнадцатом ребенке, Периодический закон открыл бы кто-то другой!



Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK