Коньяк. Фото: Omar Reda, www.dailymail.co.uk
Важный элемент культурного прошлого нага – татуировки, причем на лице. Еще полвека назад по ним можно было определить, кто из мужчин – самый свирепый воин. Дело в том, что после очередной кровавой битвы между деревнями мужчины приносили с собой головы убитых врагов (даже женщин), и в зависимости от их количества на лица и тела победителей наносили специальные орнаменты. У каждой деревни и каждого рода знаки были свои. Представители воинственных племен, в частности коньяков, верили, что голова – источник жизненной энергии для человека, поэтому трофейный череп прибавит сил завоевателю и всем его родственникам. Коньяки до сих пор предпочитают не смешиваться с чужаками и поддерживают минимальную связь с внешним миром.
Земли нага долгое время не относились ни к какому государству – никто никогда их не завоевывал. Они были далеки от индуизма, кастового строя и навязанных кем-то порядков. Даже английские колонизаторы в XIX веке контролировали Нагаленд лишь номинально, избавив его от налогов, отделив «Правилами внутренней линии» от Ассама и остальной Индии и превратив в подобие резервации. Возможно, поэтому нага сохранили свои языки и обычаи – по традиционной одежде и украшениям можно определить, к какому племени относится человек.
Деревня Лонгва, Нагаленд, www.chalohoppo.com
Дом коньяков, www.theholidayscout.com
При этом христианским миссионерам удалось обратить их в веру. Сейчас большинство нага – баптисты, хотя часть из них продолжает придерживаться анимистических верований. Поэтому на домашнем алтаре часто соседствуют черепа, кости, местные идолы, статуэтка Девы Марии и баптистские распятия. Наряду с христианским Рождеством нага отмечают и традиционные праздники. Например, в феврале у племени ангами проходит десятидневный фестиваль Секрений, во время которого приносят в жертву петуха, поливают друг друга рисовой водой и поют песни, сидя в кругу. В апреле племя чанг отмечает Кунданг-Лем – всей деревней они собирают хворост для строительства хижин в том месте, где будут выжигать лес под посевы. Племя суми во время праздника Тулуни подают в стаканах из бамбука или свернутых пальмовых листьях ритуальное угощение – рисовое пиво зу.
Раньше среди нага были распространены так называемые «праздники заслуг». Чтобы заслужить почтение до конца жизни и после смерти, представитель племени устраивал серию пиршеств, каждое из которых должно было по щедрости и расточительности превосходить предыдущее. На празднике готовили рис, рисовое пиво, мясо свиней и буйволов, чтобы накормить всех соплеменников независимо от их социального статуса. После пира хозяин имел право украсить свой дом рогами и вышитыми тканями с особыми знаками, носить церемониальные одежды и даже воздвигнуть памятник со своим именем – менгир. В прошлом веке традиция подобных праздников утратила значение.
В такие корзины воины нага складывали головы убитых врагов. Фото: «Сюкан гэндай»/ТАСС, www.bigasia.ru
Свободолюбие нага проявляется и сегодня – часть населения северо-восточных штатов не подчиняется ни властям Индии и Мьянмы, ни местным властям и называет себя Народной республикой Нагалим. В этих местах неспокойно из-за постоянных этнических конфликтов. Повстанцы бродят по горам с оружием, контролируют дороги и наркотрафик. Несколько лет назад для въезда в Нагаленд нужно было получать специальное разрешение. Сейчас путешественникам достаточно зарегистрироваться в ближайшем полицейском участке в течение суток после прибытия.