Одержимые высотой: история альпинизма
В Большом зале штаба Русского географического общества уже не осталось мест – люди стоят, прислонившись к стене у входа, или жмутся к колоннам. Из соседних помещений выносят вложенные друг в друга стулья и расставляют в проходе. Я хватаю один из них и, подойдя к краю первого ряда, усаживаюсь там. Сегодня, 29 мая, в петербургском штабе РГО День Эвереста: в честь 65-летия покорения вершины офис Почетного консула Непала организовал показ документального фильма об этом событии и встречу с российскими альпинистами. По окончании программы я протискиваюсь сквозь толпу зрителей, желающих сфотографироваться с выступавшими, чтобы задать свой бесхитростный, почти детский, но по-настоящему вечный вопрос: что заставляет людей отправляться к опасным вершинам? Владимир Григорьевич Шопин, участник первой советской экспедиции на Эверест 1982 года, с ходу отвечает:
– Там красиво! Я, например, для себя совсем недавно понял, чего мне не хватает здесь, дома. Я люблю смотреть вдаль! Здесь я нигде не могу этого найти – я мечусь в этом городе, а приеду на Эльбрус и… там я могу видеть далеко. Там действительно далеко. Рано утром, когда солнце только-только начинает выходить из-за горизонта, с Эльбруса виден Казбек. Представляете, какие расстояния можно увидеть! Сотни километров.В ГОРАХ КРАСИВЫМ КАЖЕТСЯ ВСЁ: безжизненные каменные пустыни, исполосованные трещинами ледники, мертвая тишина снегов. Ночью – бесчисленные звезды, днем – облака, спустившиеся в долину. Крохотный цветок на худом стебельке, пробившийся сквозь гранит, кажется чудом. Белый кажется белее, синий – синее, воздух – прозрачней, небо – больше земли. Лучи солнца скользят по диагоналям склонов, преломляются о вершины и окрашивают соседние пики в разные цвета.
КАКОВ ВТОРОЙ самый частый аргумент после красоты? Путь в горах измеряется не метрами и даже не километрами, а затраченными силами и пройденными проверками. И многие альпинисты специально делают акцент на том, что всегда идут побеждать не вершину, а самих себя. Владимир Шопин продолжает размышлять:
– Мне кажется, это преодоление себя. Потому что те испытания, которые проходит человек, формируют его как личность. В основном доказывают себе: я могу это преодолеть. Когда уже выходишь на высоту, особенно первый раз, ты понимаешь, что можешь на любом шаге умереть, – вот мои первые ощущения. А потом эти границы раздвигаются. Почему люди могут взойти на Эверест без кислорода? Потому что они тренируют организм, кровь свою тренируют – самое главное, что она начинает больше кислорода переносить. Это основа альпинизма – раздвигать границы своих возможностей.
СМЕЛОСТЬ, УПОРСТВО, непреклонность, способность перебороть страх, слабость и боль – можно не раздумывая перечислить с десяток черт, очевидно присущих покорителям вершин. Но вопрос, какие еще психологические особенности отличают этих людей, давно волновал ученых. В книге «Медицина и альпинизм» Здислав Рин приводит свидетельства врачей, в разное время записавших свои наблюдения за альпинистами. В программу американской экспедиции 1963 года, помимо покорения Эвереста, входили исследования по гляциологии, физиологии, социологии и психологии, поэтому среди участников было несколько научных работников, в том числе психолог Джеймс Лестер из Сан-Франциско. Желая выяснить, что заставляет людей рисковать жизнью ради вершины, он сделал для альпинистов серию личностных тестов и зафиксировал их психическое состояние. В дневнике экспедиции он писал, что восходители непоседливы, чрезмерно самоуверенны, склонны к доминированию и бунтарству против оговоренных правил, они стремятся к независимости и обособленности от товарищей, а поступки их часто непредсказуемы. Кроме того, Лестер просил самих альпинистов вести дневники как во время подготовки к экспедиции, так и в процессе восхождения и анализировал их записи. Несколько человек изъявили желание взойти на Эверест по ранее не пройденному, а значит, максимально опасному маршруту (через Западный Хребет), но по мере приближения к старту происходило удивительное: чем большую неуверенность и пессимизм они испытывали относительно своего выбора, тем сильнее им хотелось подняться на вершину именно этим путем. К счастью, энтузиасты воплотили свой план и остались в живых.
ЛЕСТЕРА ЦИТИРУЮТ Крис Кейс в книге «Пагубное стремление к цели: трагедия на Эвересте» и Оливер Буркеман в книге «Антидот. Противоядие от несчастливой жизни», в главе «Целепомешательство» – названия говорят сами за себя. Одержимый целью альпинист представляет себя уже стоящим на вершине, и воображаемый триумф таким образом оказывается не просто маяком вдали, а новой частью его личности, элементом восприятия своего «я»: по мере подъема ему становится все сложнее отказаться от опасной попытки и повернуть назад. Появился даже термин «целедицея» – по аналогии с «теодицеей», верой в бога несмотря на существующее в мире зло, это решение во что бы то ни стало добиться цели, даже если средств она давно не оправдывает и больше походит на безрассудство. Притяжение вершины подобно пению сирены, затмевающему мысль о том, что корабль может в любой момент разбиться о скалы.
СЛУЧАЕТСЯ ТАК, что, становясь пленниками собственных амбиций, люди превращают горы в полигон для достижений и пускаются в погоню за бесконечными результатами: разрядами, званиями, новыми вершинами. С такой точкой зрения знаменитый альпинист Анатолий Букреев не соглашался: «Горы – это не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, это храмы, где я исповедую свою религию».
ГОРЫ ФОРМИРУЮТ если не религию, то особую философию, не всегда понятную обычным, «двухмерным» людям. И это третий аргумент. Красноярец Сергей Баякин, например, объясняет так: «Человек, который выбирает горизонталь, живет на плоскости с двумя координатами: вперед – назад, вправо – влево. Стоит только выбрать высоту и начать перемещаться по вертикали, в голове возникает третье измерение. Человек начинает мыслить нестандартно! Видеть то, что раньше было скрыто: в жизни, в людях». В вертикальном мире обретают настоящих друзей, ведь три дня в горах скажут о человеке больше, чем тридцать лет общения с ним на равнине.
ЕСТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ АРГУМЕНТ. И профессиональные альпинисты, и бизнесмены, и топ-менеджеры, выбравшие альпинизм в качестве хобби, говорят, что горы – некая школа, и ее уроки не проходят даром. Прежде всего, горы учат тому, что в повседневной жизни звучит предельно сухо: «ставить цели», «принимать решения». Вырубить еще двадцать снежных ступеней, дойти вон до той глыбы, долезть вон до того уступа, там немного отдохнуть – вдох-выдох – и двигаться дальше. Бездействовать нельзя. Пожалуй, к альпинизму лучше всего применим метод «искусство маленьких шагов». Причем путь к вершине начинается не от подножия, а гораздо раньше – на тренировках, во время долгой и усердной подготовки. Горы учат браться за дело, которое поначалу кажется невыполнимым. Оценивать свои силы, рассчитывать время. И параллельно следить за миллионом вещей. Вот что сказал об этом Андрей Евгеньевич Волков, президент Федерации альпинизма России, в одном из интервью Forbes: «Приходится постоянно обо всем думать, все контролировать, как на военном корабле, где 15 экранов и тебе надо на все смотреть. Или будто одновременно жонглируешь восемью шариками. Пока шарики не падают, ты живой».
МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ, один из самых цитируемых психологов современности и известный, прежде всего, как автор теории «потока», объяснял свои идеи в том числе на примере альпинизма. Поглощенный действием, человек становится свободен от рефлексии, и его «я» на время ускользает из сознания: прекращается навязчивый внутренний диалог, исчезают мысли о прошлом и будущем. Больше не нужно «бороться с внутренним беспорядком». На первый план выходят собранность и концентрация, и несмотря на порой титанические усилия при подъеме альпинист испытывает радость и чувствует, что буквально сливается с окружающим миром, – будто бы гора становится продолжением его самого. Ради этого ощущения – обмена энергией с землей, балансирования на грани между ужасом и восхищением – многие и идут в горы. Потоковые состояния кажутся вспышками жизни на фоне скучного существования. О чувстве награды говорит один из респондентов ученого: «Это страшно воодушевляет – достигать все новых вершин в самодисциплине. Ты заставляешь свое тело работать, все болит, а потом оглядываешься назад и приходишь в восторг от себя, от того, что ты сделал. Это вызывает экстаз. Если ты выиграл достаточно сражений с собой, то становится проще побеждать и в мире».
ЕСЛИ ПЯТЫЙ АРГУМЕНТ – самосовершенствование и состояние потока, то шестой – радость возвращения. Из мира холода, снежных бурь, нечеловеческого напряжения, с «третьего полюса» – да практически из космоса! В тепло, в зелень, к аромату цветущих садов, вкусной еде, улыбающимся людям, родным и близким. Не только потому, что удалось спуститься и вернуться живым (ведь альпинисты гордятся даже незавершенными восхождениями). Еще потому, что ощущение победы подпитывает веру в себя. Это ли не абсолютное счастье?
ВПРОЧЕМ, КОМУ-ТО, наоборот, покорение вершины сулит чувство глубокого удовлетворения и спокойствия. Владимир Шопин вспоминает:
– Один мой знакомый в 1971 году, когда мы совершили восхождение на Казбек, сказал: «Я достиг всего». Спрашиваю: «Гена, чего?» Он говорит: «В любой пьяной компании я могу сказать, что я был на Эльбрусе и был на Казбеке. Больше мне в альпинизме ни-че-го не надо».
ДЛЯ КОГО-ТО ВЕРШИНА – не просто цель. «Горы и сделаны для того, чтобы показать человеку, как может выглядеть мечта…» – писал Юрий Визбор. А шерп Тенцинг Норгей говорил: «Горы для меня все. Я знал это, чувствовал всем своим существом в то голубое майское утро 1953 года, когда мы с Хиллари взошли на вершину мира. Подобно буддийскому колесу жизни, моя жизнь совершила свой великий оборот. Много лет назад маленький пастушонок смотрел на большую гору и мечтал… И вот я снова вместе с Эверестом, с Чомолунгмой из детской мечты. Только теперь мечта стала явью».
– Были люди, которые на спор приезжали. И были у меня две сестрицы, немки. У них дядя был альпинист, в местном клубе завсегдатай. Дядя не бедный, и, умирая, он написал завещание: все оставляю той из вас, которая залезет на семитысячник, иначе все отдам в клуб. Одна сестрица говорит: «Был дурак, дураком и помер, пускай деньги идут в клуб, они мне не нужны». А вторая сказала: «Нетушки». Какой самый простой семитысячник? Пик Ленина. А что для этого надо? Это и это. Приехала и залезла. Ты бы видела, как она плясала, когда спустилась с горы. Альпинисты так не празднуют успех восхождения, как она.
А ЧТО ДО АРГУМЕНТОВ, то я уже сбилась со счета. Как бы там ни было, не люди покоряют горы, а горы покоряют сердца людей. Зачем ходить в горы – это все равно что спросить, зачем любить. Многие альпинисты и сами не знают, почему они рискуют жизнью ради гор. Говорят, если так ставить вопрос, то и ответа не понять никогда. «Потому что они существуют», – сказал Джордж Мэллори, прежде чем отправиться на Эверест в 1921 году и не вернуться.
Общество
Вероника Сурняева